Ценности в образовании и современный университет

Авторы

  • Николай Михайлович Кропачев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Дмитрий Викторович Шмонин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.201

Аннотация

Статья посвящена анализу ценностно-мировоззренческого аспекта современного университетского образования. «Массовый университет» последней четверти ХХ  — начала XXI  в., ставивший перед собой заниженную задачу «оказания образовательных услуг» для формирования общества «квалифицированных потребителей», практически без внимания оставлял классический опыт передачи знания, связанный с  духовным воспитанием личности интеллектуала, формированием его мировоззрения. Введенные в действие в 2022 г. указом Президента России Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей требуют преодоления этого дефекта современной образовательной парадигмы и  приведения ее параметров к  адекватной традициям и современным реалиям социальной норме. Авторы статьи указывают, что в соответствии с перечнем основных традиционных российских ценностей, приведенных в документах стратегического развития России, необходима прорисовка образа выпускника университета середины XXI столетия как высококвалифицированного специалиста с  критическим мышлением, исторической памятью и  широким культурным горизонтом. Для этого, среди прочего, нужно решить междисциплинарную задачу: привести важнейшие ценностно-мировоззренческие понятия в  нормативную систему, сделать перечень общепонятным и  общепринятым для всех участников процессов образования и воспитания. Это должна быть работа с привлечением специалистов в различных областях знания, в том числе филологов, юристов, педагогов, философов, культурологов, политологов, социологов и, без сомнения, теологов. Когда мы задаем фундаментальные вопросы о причинах мира, смысле жизни человека или путях решения глобальных проблем, обнажаются религиозные основания укорененных в обществе ценностно-мировоззренческих систем. Теология христианства, теологии традиционных религий представляют наиболее глубокий и  полный по содержанию источник ценностного мировоззрения. Поэтому, по мнению авторов статьи, базовые теологические принципы должны стать необходимым элементом образования в современном российском университете.

Ключевые слова:

образование, университет, ценности, норма, религия, теология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кропачев, Н.М. и Молитвин, М.Н. (2017), Возможность образования в течение всей жизни как предмет социальной ответственности современного классического университета, в: Садовничий, В.А. (ред.), Университеты в евразийском образовательном пространстве (Сер. «Евразийские университеты XXI века»), М.: МАКС Пресс, с. 178–195.

Беляев, Н.А., Орехов В.В. и Кропачев Н.М. (1988), [Рец. на кн.:] Социальные отклонения: введение в общую теорию / В.Н.Кудрявцев, Ю.В.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц. М.: Юридическая литература. 1984. 320 с., Известия высших учебных заведений. Правоведение, № 3, с. 92–94.

Матвеев, П.Е. (2004), Моральные ценности, Владимир: Владимирский гос. ун-т.

Ивин, А.А. (2010), Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы, Философский журнал, № 1 (4), с. 66–68.

Shmonin, D. (2015), Citizenship Education in Russia: Between “Patriotism” and “Spirituality”, in: Aslan, E. and Hermansen, M. (eds), Islam and Citizenship Education, Wiesbaden: Springer Fachmedien, pp. 273–280.

Шмонин, Д.В. (2016), Античные и иудейские религиозно-педагогические компоненты в истории формирования христианской образовательной парадигмы, Schole. Философское антиковедение и классическая традиция, т. 10, № 1, с. 183–195.

Шмонин, Д.В. (2011), Схоластика как философия образования, Вопросы философии, № 10, с. 145–154.

Климент Александрийский (2003), Строматы, СПб.: Издательство Олега Абышко.

Hamilton, B. (1963), Political thought in Sixteen-century Spain, Clarendon Press.

Огурцов, А.П. и Платонов, В.В. (2004), Образы образования, СПб.: РХГИ.

Яннарас, Х. (2005), Избранное: Личность и Эрос, пер. с греч. Вдовина, Г.В., М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).

Habermas, J. (2002), Religion and Rationality: Essays on Reason, God, and Modernity, Cambridge: MIT Press.

Habermas, J. (2005), On the Relation between the Secular Liberal State and Religion, The Frankfurt School on Religion: Key Writings by the Major Thinkers, New York: Routledge, pp. 339–348.

Хабермас, Ю. (2011), Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47046 (дата обращения: 22.12.2022).

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 22.12.2022).

Гусейнов, А.А. (1986), Мораль, в: Толстых, В.И. (ред.), Общественное сознание и его формы, М.: Политиздат, с. 144–202.

Писманик, М.Г., Лисенкова, А.А. и Субботина, А.А. (общ. ред. и сост.) (2020), Гражданственность. Религия. Образование, Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2020.

Гусейнов, А.А. (1995), Великие моралисты, М.: Республика.

Соловьев, В.С. (1914), Право и нравственность. Очерки из прикладной этики, в: Соловьев, С.М. и Радлов, Э.Л. (ред. и примеч.), Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева: в 10 т., СПб.: Товарищество «Просвещение», т. 8, с. 517–656.

Соловьев, В.С. (1988), Сочинения: в 2 т., т. 1, М.: Мысль.

Кодекс универсанта СПбГУ. URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/kodeks-universanta (дата обращения: 18.12.2022).

Ст. 89 и 100 Устава СПбГУ. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/ustav_spbgu.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

Комиссия по этике. URL: https://spbu.ru/universitet/podrazdeleniya-i-rukovodstvo/uchenyesovety/uchenyy-sovet-spbgu/komissiya-po-etike (дата обращения: 18.12.2022).

Сафонов, К.Б. (2013), Этические кодексы: проблемы создания и применения, Вестник Пермского университета. Философия. Социология. Психология, № 1 (13), с. 54–57.

Этический кодекс МГУ имени М.В.Ломоносова. URL: www.socio.msu.ru/documents/eticheskij_ kodeks_MSU.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

Понкин, И.В. (2006), Теологический факультет государственного университета: Европейский опыт правового регулирования, М.: Изд-во ПСТГУ

Даудов, А.Х., Паламарчук, А.А. и Федоров, С.Е. (2011), История ведущих университетов мира: учебное пособие, СПб.: Алетейя.

Шмонин, Д.В. (2022), Теология и университет. Учебное пособие для аспирантов, М.: МАРХИ.

Хабермас, Ю. (2012), Ах, Европа. Небольшие политические сочинения, М.: Весь мир.

Мельник, С. В. (2019), Теология и межрелигиозный диалог: от полемики к сотрудничеству Вопросы теологии. Т. 1, № 3, с. 307–333. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.302


References

Kropachev, N.M. and Molitvin, M.N. (2017), Lifelong Learning as a Social Responsibility of the Modern Classical University, in: Sadovnichii, V.A. (ed.), Universitety v evraziiskom obrazovatel’nom prostranstve (Ser. “Evraziiskie universitety XXI veka”), Moscow: MAKS Press, pp. 178–195. (In Russian)

Beliaev, N.A., Orekhov V. V. and Kropachev N.M. (1988), [Book Review:] Social Deviance: An Introduction to General Theory / V.N.Kudriavtsev, Iu. V.Kudriavtsev, V. S.Nersesiants. M.: Iuridicheskaia literature Publ., 1984. 320 s., Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie, no. 3, pp. 92–94. (In Russian)

Matveev, P.E. (2004), Moral Values, Vladimir: Vladimir State University Publ. (In Russian)

Ivin, A.A. (2010), Modern Axiology: Some Current Problems, Filosofskii zhurnal, no. 1 (4), pp. 66–68. (In Russian)

Shmonin, D. (2015), Citizenship Education in Russia: Between “Patriotism” and “Spirituality”, in: Aslan, E. and Hermansen, M. (eds), Islam and Citizenship Education, Wiesbaden: Springer Fachmedien, pp. 273–280.

Shmonin, D.V. (2016), Graeco-roman and jewish religious components in the history of the formation of the Christian Educational Paradigm, Schole. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaia traditsiia, vol. 10, no. 1, pp. 183–195. (In Russian)

Shmonin, D.V. (2011), Scholasticism as a philosophy of education, Voprosy filosofii, no. 10, pp. 145– 154. (In Russian)

Clement of Alexandria (2003), Stromaty, St Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Hamilton, B. (1963), Political thought in Sixteen-century Spain, Clarendon Press.

Ogurtsov, A.P. and Platonov, V.V. (2004), Images of Education, St Petersburg: RKhGI Publ. (In Russian)

Yannaras, Сh. (2005), Selected: Personality and Eros, trans. from Greek by Vdovina, G.V., Moscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN) Publ. (In Russian)

Habermas, J. (2002), Religion and Rationality: Essays on Reason, God, and Modernity, Cambridge: MIT Press.

Habermas, J. (2005), On the Relation between the Secular Liberal State and Religion, in: The Frankfurt School on Religion: Key Writings by the Major Thinkers, New York: Routledge, pp. 339–348.

Habermas, J. (2011), Between Naturalism and Religion. Philosophical Articles, Moscow: Ves’ mir Publ. (In Russian)

National Security Strategy of the Russian Federation. Approved by Presidential Decree no. 400 of July 2, 2021. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (accessed: 22.12.2022). (In Russian)

Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 no. 809 On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (accessed: 22.12.2022). (In Russian)

Guseinov, A.A. (1986), Morality, in: Tolstykh, I. (ed.). Obshchestvennoe soznanie i ego formy, Moscow: Politizdat Publ., pp. 144–202. (In Russian)

Pismanik, M.G., Lisenkova, A.A. and Subbotina, A.A. (ed. and comp.) (2020), Citizenship. Religion. Education, Perm: Perm State Institute of Culture Publ. (In Russian)

Guseinov, A.A. (1995), The Great Moralists, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Solov’ev, V. S. (1914), Law and morality, in: Solov’ev, S.M. and Radlov, E.L. (eds and comments), Collected Works of Vladimir Sergeevich Solov’ev, in 10 vols., St Petersburg: Tovarishchestvo “Prosveshchenie” Publ., pp. 517–656. (In Russian)

Solov’ev, V. S. (1988), Writings, in 2 vols., vol. 1, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

St. Petersburg State University Universalist Code. Available at: https://spbu.ru/openuniversity/documents/kodeks-universanta (accessed: 18.12.2022). (In Russian)

Art.89 and 100 of the Statutes of SPbSU. Available at: https://spbu.ru/sites/default/files/ustav_spbgu. pdf (accessed: 18.12.2022). (In Russian)

Safonov, K.B. (2013), Ethical Codes: Problems of Creation and Application, Vestnik of Perm University. Philosophy. Sociology. Psychology, no. 1 (13), pp. 54–57. (In Russian)

Lomonosov Moscow State University Code of Ethics. Available at: https://www.socio.msu.ru/documents/eticheskij_kodeks_MSU.pdf (accessed: 18.12.2022). (In Russian)

Ponkin, I.V. (2006), Theological faculty of the State University: European experience of legal regulation, Moscow: Izdatel’stvo PSTGU Publ. (In Russian)

Daudov, A.H., Palamarchuk, A.A. and Fedorov, S.E. (2011), History of the Leading Universities of the World: textbook, St Petersburg: Aleteiia Publ. (Parts II–III). (In Russian)

Shmonin, D.V. (2022), Theology and the University: textbook for postgraduate students, Moscow: MARKHI Publ. (In Russian)

Habermas, J. (2012), Ah, Europe. Small Political Essays, Moscow: Ves’ mir Publ. (In Russian)

Melnik, S. V. (2019), Theology and interreligious dialogue: from controversy to cooperation. Issues of Theology, vol. 1, no. 3, pp. 307–333. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.302 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.06.2023

Как цитировать

Кропачев, Н. М. ., & Шмонин, Д. В. (2023). Ценности в образовании и современный университет. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(2), 208–223. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.201