Ценности в образовании и современный университет
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.201Аннотация
Статья посвящена анализу ценностно-мировоззренческого аспекта современного университетского образования. «Массовый университет» последней четверти ХХ — начала XXI в., ставивший перед собой заниженную задачу «оказания образовательных услуг» для формирования общества «квалифицированных потребителей», практически без внимания оставлял классический опыт передачи знания, связанный с духовным воспитанием личности интеллектуала, формированием его мировоззрения. Введенные в действие в 2022 г. указом Президента России Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей требуют преодоления этого дефекта современной образовательной парадигмы и приведения ее параметров к адекватной традициям и современным реалиям социальной норме. Авторы статьи указывают, что в соответствии с перечнем основных традиционных российских ценностей, приведенных в документах стратегического развития России, необходима прорисовка образа выпускника университета середины XXI столетия как высококвалифицированного специалиста с критическим мышлением, исторической памятью и широким культурным горизонтом. Для этого, среди прочего, нужно решить междисциплинарную задачу: привести важнейшие ценностно-мировоззренческие понятия в нормативную систему, сделать перечень общепонятным и общепринятым для всех участников процессов образования и воспитания. Это должна быть работа с привлечением специалистов в различных областях знания, в том числе филологов, юристов, педагогов, философов, культурологов, политологов, социологов и, без сомнения, теологов. Когда мы задаем фундаментальные вопросы о причинах мира, смысле жизни человека или путях решения глобальных проблем, обнажаются религиозные основания укорененных в обществе ценностно-мировоззренческих систем. Теология христианства, теологии традиционных религий представляют наиболее глубокий и полный по содержанию источник ценностного мировоззрения. Поэтому, по мнению авторов статьи, базовые теологические принципы должны стать необходимым элементом образования в современном российском университете.
Ключевые слова:
образование, университет, ценности, норма, религия, теология
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.