СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1

  • Дмитрий Викторович Шмонин Русская христианская гуманитар- ная академия;

Аннотация

Статья посвящена осмыслению понятия схоластической (средневековой) парадигмы образования. Показана роль схоластики как философии образования в перспективе становления и развития европейской системы образования. Анализ содержания, механизмов функционирования, характера эволюции схоластической парадигмы образования представляется важным, поскольку именно она является выражением христианского теологического мировоззрения и содержит базовые ценности культуры. Одна из таких ценностей, которые обеспечивают трансляцию знаний и сохранение самой культуры, — школа. Развитие схоластики, усложнение ее проблематики приводят к тому, что истолкование текстов перерастает во все более самостоятельное философствование, а комментарии приобретают черты самостоятельных тематических трактатов. Схоластика принимает форму профессиональной философии, являющейся стержнем образования и комплексом методов воспитания. Схоластические подходы к познанию передаваемого через школу материала формировались именно как систематические; именно они сделали системность принципиальной чертой образовательной и научной деятельности.

Ключевые слова:

образование, античность, средние века, новое время, схоластическая парадигма образования

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Шмонин Д. В. Схоластика как философия образования // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 145–154.

Шмонин Д. В. От катехумена до магистра: становление христианской парадигмы религиозного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Философия. 2012. № 2. Т. 2. С. 96–104.

Бурлака Д. К. Ценностно-культурологическая модель гуманитарного образования как методология духовно-нравственного воспитания личности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 3. С. 206–219.

Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств // Уставы Академии наук СССР. 1724–1974. М. 1975.

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М. 2002.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: [в 3 т.]. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина 1997. Т. 1. 2001. 594 с.; Т. 2. 1997. 334 c.

Светлов Р. В. Сократ и «спартанский мираж» // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 10. СПб. 2011. С. 363–375.
Опубликован
2018-12-10
Как цитировать
Шмонин, Д. (2018). СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(2), 32-37. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3209