«ШКОЛЬНАЯ» ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Авторы

  • Алексей Валерьевич Малинов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Русский XVIII в. не случайно выделяется в отдельную историко-философскую эпоху. Многие исследователи считают XVIII в. началом русской философии. В это время в России появляются «чисто» философские сочинения. Во многом их появление обязано становлению профессиональной, или «школьной», философии. Однако «школьная» философия не стала самостоятельным историко-философским явлением, не создала оригинальных концепций. Ее значение состоит в формировании и повышении общей философской культуры российского общества. XVIII столетие называют веком Просвещения с характерными для него секулярными тенденциями, культом разума, эмансипацией культуры и общества от государства. Хронологически русское Просвещение занимает период от 1730 до начала 1790-х годов. Во второй половине XVIII в. ученичество перед Западом сменяется постепенно нарастающей критикой европеизма, что приводит в конце XVIII в. к формированию национального сознания и становлению русской национальной культуры.

Ключевые слова:

русская философия, Просвещение, «школьная» философия, вольфианство, рационализм, эмансипация культуры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература / References

Малинов А. В. Философия истории в России XVIII в. СПб.: Летний сад 2003. 240 с.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: Эго 1991. Т. 1. Ч. 1. 222 с.

Поповский Н. Н. Речь говоренная в начатии философических лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в.: в 2 т. Т. 1. М.: Политическая литература 1952. 741 с.

Теплов Г. Н. Знания касающиеся вообще до философии для пользы тех которые о сей материи чужестранных книг читать не могут собраны и изъяснены Григорием Тепловым // Философский век. Альманах. Вып. 3. Хр. Вольф и русское вольфиантсво. СПб. 1998. 393 с.

Козельский Я. П. Философические предложения // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в.: в 2 т. Т. 2. М.: Политическая литература 1952. 606 с.

Автобиография Г. Ф. Миллера. Описание моих служб // Миллер Г. Ф. История Сибири: в 3 т. Т. 1. М.: Восточная литература 1999. 630 с.

Ломоносов М. В. Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского». Репорт в Канцелярию Академии наук 16 сентября 1749 г. // Ломоносов М. В. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Наука 1986. 496 с.

Стенник Ю. В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII — начала XIX века. СПб.: Наука 2004. 278 с.

Загрузки

Опубликован

10.12.2018

Как цитировать

Малинов, А. В. (2018). «ШКОЛЬНАЯ» ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(2), 98–105. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3222

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)