Образ человека и визуализация политической коммуникации в эпоху постмодерна

Авторы

  • Даниил Юрьевич Дорофеев Санкт-Петербургский горный университет
  • Владислава Николаевна Семенова Академия управления при Президенте Республики Беларусь

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.407

Аннотация

Статья посвящена антропологическим проблемам человеческого образа, рассмотренным в истории культуры и философии ХХ в., с отдельным обращением к изучению современных процессов визуализации политической коммуникации как знаковых для эпохи постмодерна. В первой части статьи предлагается рассмотреть переход от эпохи модерна к эпохе постмодерна в контексте основных этапов в истории взаимоотношений слова и образа, языка и визуальности в европейской культуре ХХ в. Подробно анализируется понимание визуального образа как определяемого дискурсивными практиками и истолковываемого как текст в семиотической парадигме середины ХХ в., в первую очередь в сочинениях Р. Барта. Освобождение визуального образа от языкового дискурса, которое начинается в конце прошлого века, приводит к активному развитию визуальной антропологии, а радикальные изменения технологии воспроизведения — к изменению способов восприятия мира. В статье исследуются особенности функционирования существующих в публичном пространстве человеческих образов и связанные с их восприятием специфические проблемы современной визуальной коммуникации. Во второй части статьи характеризуются особенности формирования политических идеологий в эпоху постмодерна. Выделена система координат, в рамках которой развиваются постмодернистские политические идеологии. Тремя координатами политического постмодерна становятся исчезновение традиционных политических идеологий; революция техники; политические изменения 1980-х и формирование «монотонной политики». Обосновывается, что в эпоху постмодерна политические идеологии вынуждены минимизировать теоретическое обоснование своих фундаментальных оснований, обращаясь к новым визуальным и виртуальным формам пропаганды своих идей. Особенности включают в себя изменение формата политических практик, отказ от традиционных способов оформления политических идей, визуализацию и виртуализацию теоретической и практической составляющих политической деятельности. Раскрывается специфика театрализации политической практики и арт-активизма. Выделяются особенности современной политической коммуникации: функциональность, поверхностность, сетевой характер.

Ключевые слова:

образ человека, семиотика, Р. Барт, визуальная антропология и коммуникация, постмодерн, политические идеологии, протестные движения, арт-активизм, визуализация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Ницше, Ф. (1994), Об истине и лжи во вненравственном смысле, в Ницше, Ф., Философия в трагическую эпоху, ред. Жаровский, А. А., М.: REFL-book, с. 256–263.

2. Дорофеев, Д. Ю. (2017), Эстетика образа Людвига Витгенштейна, Вiсник Днiпропетреського университету iм. Альфреда Нобеля, № 1 (13), с. 36–50.

3. Шелер, М. (1994), Феноменология и теория познания, в Шелер, М., Избранные произведения, ред. Денежкин, А. В., М.: Гнозис, с. 195–258.

4. Дорофеев, Д. Ю. (2019), Макс Шелер, М.: Наука.

5. Барт, Р. (2003), Система моды. Статьи по семиотике культуры, пер. Зенкин, С. Н., М.: Изд-во им. Сабашниковых.

6. Барт, Р. (1989), Риторика образа, пер. Косиков, Г. К., в Барт, Р., Избранные работы: Семиотика: Поэтика, М.: Прогресс, с. 297–319.

7. Барт, Р. (1997), Camera lucida, пер. Рыклин, М. А., М.: Ad Marginem.

8. Петровская, Е. В. (2012), Теория образа, М.: РГГУ.

9. Дорофеев, Д. Ю. (2018), Эстетика образа и этика жизни античного философа, Вопросы философии, № 6, с. 200–208.

10. Андерсон, П. (2011), Истоки постмодерна, пер. Апполонов, А., М.: Территория будущего.

11. Акунина, Ю. А. и Ванина, О. В. (2016), Протестное искусство в молодежной среде: социально-культурный анализ, Вестник МГУКИ, № 5, с. 76–83.

12. Каллиникос, А. (2005), Антикапиталистический манифест, пер. Смирнов, А., М.: Праксис.

References

1. Nietzsche, F. (1994), On Truth and Lies in a Nonmoral Sense, in Nietzsche, F., Philosophy in the Tragic Age, ed. Zharovskiy, A. A., Moscow: REFL-book Publ., pp. 256–263. (In Russian)

2. Dorofeev, D. Yu. (2017), Ludwig Wittgenstein’s Aesthetics of Image, Bulletin of Alfred Nobel University, no. 1 (13), pp. 36–50. (In Russian)

3. Scheler, M. (1994), Phenomenology and theory of cognition, in Scheler, M., Selected Works, ed. Denezhkin, A. V., Moscow: Gnozis Publ., pp. 195–258. (In Russian)

4. Dorofeev, D. Yu. (2019), Max Scheler, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

5. Barthes, R. (2003), The Fashion System. Essays on Semiotics of Culture, transl. by Zenkin, S. N., Moscow: Sabashnikov Publ. (In Russian)

6. Barthes, R. (1989), The rhetoric of the image, transl. by Kosikov, G. K., in Barthes, R., Selected Works: Semiotics: Poetics, Moscow: Progress Publ., pp. 297–319. (In Russian)

7. Barthes, R. (1997), Camera lucida, transl. by Ruklin, M. A., Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

8. Petrovskaja, E. V. (2012), The Theory of Image, Moscow: RSUH Publ. (In Russian)

9. Dorofeev, D. Yu. (2018), Aesthetics of Image and Ethics of Life of the Ancient Philosopher, Voprosy filosofii, no. 6, pp. 200–208.

10. Anderson, P. (2011), The Origins of Postmodernity, transl. by Appolonov, A., Moscow: Territorija budushhego Publ. (In Russian)

11. Akunina, Ju. A. and Vanina, O. V. (2016), Youth Protest Art: Social and Cultural Analysis, Bulletin of the Moscow state University of culture and art, no. 5, pp. 76–83. (In Russian)

12. Callinicos, A. (2005), An Anti-Capitalist Manifesto, transl. by Smirnov, A., Moscow: Praksis Publ.(In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Дорофеев, Д. Ю., & Семенова, В. Н. (2020). Образ человека и визуализация политической коммуникации в эпоху постмодерна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4), 687–699. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.407