Христианские мотивы в философском творчестве Мераба Мамардашвили

Авторы

  • Александр Андреевич Гиринский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.110

Аннотация

В статье представлена концептуализация основных тем философии Мераба Мамардашвили: феномен мышления и сознания, роль философии в становлении личности человека, проблематика «усилия» и философская концепция времени. Основным тезисом представленной статьи является сюжет о том, что эти темы имеют своей основой имплицтиную «религиозную сотериологию», которая проявляется у  Мамардашвили в особом понимании им роли и задач философии в культуре. Данные аспекты философствования Мамардашвили уже отмечались в  работах Э.Ю.Соловьева, С.А.Нижникова, но в статье эти сюжеты имеют более детальную проработку, ведь в «религиозном» контексте традиционные темы творчества Мамардашвили получают новое, оригинальное прочтение. Тематика «усилия» сближается с понимаем веры как религиозного акта, а сама философия становится секулярной версией христианской религии, призванной через мышление осуществить «спасение» человека и высшее оправдание культуры. Этот взгляд позволяет также объяснить антагонизм Мамардашвили к любым «национальным» традициям философствования, так как, по всей видимости, в критике национализма он опирается именно на христианские представления о единстве христианского человечества и европейской культуры. Данные сюжеты позволяют считать философию Мамардашвили во многом «секулярной» версией «философского христианства»; при этом философия Мамардашвили подчеркнуто индивидуалистична и построена вокруг темы личности и свободы. Внимание к данным аспектам философии Мамардашвили проясняет и наделяет дополнительным смыслом многие классические сюжеты его философии и позволяет заново переопределить основные понятия, расставить акценты.

Ключевые слова:

религия, философия, сотериология, усилие, мышление, христианство, спасение, культура

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Мамардашвили, М. (1994), Интервью «Одиночество — моя профессия…», в: Конгениальность мысли, М.: Прогресс — Культура, с. 59–79.

Нижников, С.А. (2015), Историко-философская концепция Мераба Мамардашвили, Вестник РУДН. Философия, № 2, с. 91–97.

Соловьев, Э.Ю. (2009), Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили, в: Мераб Константинович Мамардашвили, М.: РОССПЭН, с. 174–202.

Мамардашвили, М. (1992), Философия — это сознание вслух, в: Мамардашвили, М.Как я понимаю философию, М.: Прогресс—Культура, с. 57–72.

Сенокосов, Ю.В. (1990), Конгениальность мысли, в: Конгениальность мысли, М.: Прогресс —Культура, с. 48–59.

Нижников, С.А. (2013), Преобразование метафизики в творчестве М.К.Мамардашвили, Вестник РУДН. Философия, № 2, с. 147–157.

Леонтьев, Д.А. (2011,) Философия жизни М.Мамардашвили и ее значение для психологии, Культурно-историческая психология, № 1, с. 2–12.

Мамардашвили М. (2020), Психологическая топология пути, М.: Фонд Мераба Мамардашвили.

Толкование на Евангелие по Матфею преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/11 (дата обращения: 29.08.2021).

Мамардашвили, М. (1995), Лекции о Прусте, М.: Ad Marginem

Мамардашвили, М. (1992), Мысль в культуре, в: Мамардашвили, М.Как я понимаю философию, М.: Прогресс — Культура, с. 143–155.

Гаспарян, Д.Э. (2019), Необъективируемая природа сознания в трансцендентализме М.Мамардашвили, Антиномии, т. 19, № 2, с. 25–44.


References

Mamardashvili, M. (1994), Interview “Loneliness is my profession…”, in: Congeniality of thought, Moscow: Progress — Kultura Publ. (In Russian)

Nizhnikov, S.A. (2015), Historical and philosophical concept of Merab Mamardashvili, Vestnik RUDN.Filosofiya, vol. 2, pp. 91–97.

Solovyev, E.Yu. (2009), Existential soteriology by Merab Mamardashvili, in: Merab Konstantinovich Mamardashvili, Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)

Mamardashvili, M. (1992), Philosophy is consciousness aloud, in: Mamardashvili, M., How Do I Understand Philosophy?, Moscow: Progress — Kultura Publ. (In Russian)

Senokosov, Yu.V. (1990), Congeniality of thought, in: Congeniality of thought, Moscow: Progress — Kultura Publ. (In Russian)

Nizhnikov, S.A. (2013), Transformation of metaphysics in the works of M.K.Mamardashvili, Vestnik RUDN.Filosofiya, vol. 2, pр. 147–157.

Leontyev, D.A. (2011), The philosophy of life of M.Mamardashvili and its significance for psychology, Kulturno-istoricheskaya psikhologiya, vol. 1, pp. 2–12.

Mamardashvili, M. (2020), Psychological topology of the path, Moscow: Fond Meraba Mamardashvili Publ. (In Russian)

Interpretation of the Gospel according to Matthew by the Jerome of Stridon. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/11 (accessed: 29.08.2021). (In Russian)

Mamardashvili, M. (1995), Lectures about Proust, Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

Mamardashvili, M. (1992), Thought in culture, in: Mamardashvili, M. How Do I Understand Philosophy?, Moscow: Progress — Kultura Publ. (In Russian)

Gasparyan, D.E. (2019), The non-objectifiable nature of consciousness in the transcendentalism of M.Mamardashvili, Antinomii, vol. 19, no. 2, pp. 25–44. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.06.2022

Как цитировать

Гиринский, А. А. (2022). Христианские мотивы в философском творчестве Мераба Мамардашвили. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(1), 122–131. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.110