ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ

Авторы

  • Ярослав Анатольевич Слинин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.410

Аннотация

В статье анализируются результаты феноменологической редукции, введенной в рассмот- рение Э. Гуссерлем. Гуссерль поставил перед собой задачу опровергнуть господствовавшие в его время в западноевропейской философии релятивизм и скептицизм. По мнению Гуссер- ля, то, что истинно, истинно абсолютно, вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Для обнаружения такого рода истин он и предложил процедуру феноменологической редукции, каковая представляет собой модернизированный картезианский метод сомнения. Как и Декарт, Гуссерль полагал, что абсолютная истина должна быть несомненной. Фено- менологическая редукция показала, что несомненным является только существование транс- цендентального ego. Этот результат соответствует положению Декарта о несомненности sum cogito. При этом, в отличие от Декарта, Гуссерль принял во внимание то, что cogito имеет ин- тенциональное строение: всякий акт сознания направлен на какой-нибудь объект. Объекты актов сознания Гуссерль назвал интенциональными объектами, или феноменами. Мир фе- номенов входит в содержание трансцендентального ego и имманентен ему. Мир феноменов «дублирует» трансцендентальный мир объектов природы, но, в отличие от последнего, суще- ствует несомненно. Таким образом, Гуссерль приходит к выводу, что мир феноменов имеет аподиктическое существование; существование же мира природы лишь проблематично. Но как обстоит дело с другими ego? Гуссерль считает, что они имеют независимое от sum cogito трансцендентное существование. По его мнению, об этом свидетельствует имеющаяся в составе sum cogito особого рода аппрезентация, представляющая собой аналогическую ап- перцепцию. По Гуссерлю, sum cogito образует вместе с другими ego сообщество монад, в кото- ром является незначительной центральной монадой. Однако, по мнению автора статьи, анало- гическая апперцепция не способна дать очевидного и несомненного свидетельства о том, что другие ego существуют трансцендентно. В результате получается так, что феноменологическая редукция приводит к своеобразному трансцендентальному солипсизму, когда центральная монада имеет аподиктическое существование, а все периферийные монады — лишь пробле- матическое. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова:

Гуссерль, Декарт, Кант, феноменологическая редукция, трансцендентальный солипсизм, аналогическая апперцепция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии М.: Академиче- ский проект 2009. 489 с.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч.: в 2 т. М.: Мысль 1989. Т. 1. С. 250–296.

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч.: в 2 т. М.: Мысль 1989. Т. 2. С. 3–72.

Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений // Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М.: Мысль 1976. С. 270–379.

Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. М.: Мысль 1978. Т. 2. С. 5–229.

Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль 1994. 591 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука 1998. 315 с.

Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. M.: Наука 1989. Ч. 1. С. 274–297.

Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 20 т. М.: Государственное издательство художественной литературы 1964. Т. 12. С. 57–114.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика 2000. 639 с.

Пруст М. Собр. соч.: в 4 т. Л.: Время 1934. Т. 1. 501 с.

References

Husserl E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii [Ideas of pure phenomenology and phenomenological philosophy]. Moscow Akademicheskii proekt Publ. 2009. 489 p. (In Russian)

Descartes R. Rassuzhdenie o metode [Discourse on the Method]. Descartes R. Sochineniia [Works]. In 2 vols. Moscow Mysl’ Publ.1989 vol. 1 pp. 250–296. (In Russian)

Descartes R. Razmyshleniia o pervoi filosofii [Meditations on First Philosophy]. Descartes R. Sochineniia [Works]. In 2 vols. Moscow Mysl’ Publ.1989 vol. 2 pp. 3–72. (In Russian)

Sextus Empiricus. Tri knigi Pirronovykh polozhenii [Outlines of Pyrrhonism]. Sextus Empiricus. Sochineniia [Works]. In 2 vols. Moscow Mysl’ Publ.1976 vol. 2 pp. 270–379. (In Russian)

Bacon F. Novum Organum. Bacon F. Sochineniia [Works]. In 2 vols. Moscow Mysl’ Publ.1978 vol. 2 pp. 5–229. (In Russian)

Kant I. Kritika chistogo razuma [Critics of the pure reason]. Moscow Mysl’ Publ. 1994. 591 p. (In Russian)

Husserl E. Kartezianskie razmyshleniia [Cartesian Reflections]. St. Petersburg Nauka Publ. 1998. 315 p. (In Russian)

Parmenid [Parmenides]. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov [Fragments of the early Greek philosophers]. Pt. I. Moscow Nauka Publ.1989 pp. 274–297. (In Russian)

Tolstoi L. N. Smert’ Ivana Il’icha [The Death of Ivan Ilyich]. Tolstoi L. N. Sobranie sochinenii [Collected works]. In 20 vols. Мoscow Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury1964 vol. 12 pp. 57–114. (In Russian)

Sartre J.-P. Bytie i nichto [Being and nothing]. Мoscow Respublika Publ. 2000. 639 p. (In Russian)

Proust M. Sobr. soch. [Collected works]. In 4 vols. Leningrad Vremia Publ.1934 vol. 1. 501 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.10.2018

Как цитировать

Слинин, Я. А. (2018). ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(4), 490–527. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.410