Nature and essential characteristics of classical rationality

Авторы

  • Виктор Сергеевич Левицкий Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации, Бельгия, 1040, Брюссель, пл. Робера Шумана, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.304

Аннотация

ХХ столетие прошло под знаком деконструкции классического понимания субстанциональности истории, культуры, разума. Оказалось, что каждая культура имеет свои уникальные мировоззренческие универсалии, был сделан вывод о принципиальном отличии классического и модерного культурных миров, а соответственно и свойствен-ных им рациональностей. Если классическая рациональность опиралась на мифологические и религиозные доминанты, то разум эпохи модерна абсолютизировал просвещенческие ценности. В статье предпринимается попытка уточнения существенных черт классического разума и его отличия от современной рациональности, в частности реконструируются место и значение взглядов на трансцендентное в домодерном рациональном дискурсе, подчеркивается значение процессов секуляризации для формирования модерной рациональности. В статье концепция научной рациональности, разработанная В. С. Степиным и получившая заслуженное признание в философии науки, распространяется на более широкий культурный контекст. С точки зрения этой концепции предпринимается попытка охарактеризовать классический разум на основе онтологического, эпистемологического и субъект-объектного критериев. Экспликация сущностных характеристик классического разума имеет эвристичный потенциал при сравнении домодерной и современной рациональности. В частности выделяются и на основе историко-философского материала обосновываются отличительные черты классического (домодерного) разума: его онтологизм — укорененность в бытии, только частично связанном с человеком; иерархизм — зависимость познавательных возможностей от онтологического уровня открывающихся разуму сущностей и трансцендентность — принципиальная непостижимость оснований и «гарантов» разума и мира для самого разума. В рамках классического разума были сформулированы архетипические принципы западной рациональности как таковой, часть которых после секуляризации средневековой культуры стала принципом организации светской социальной действительности, что в конечном итоге повлекло за собой формирование новой социальной реальности — Модерна.

Ключевые слова:

разум, рациональность, модерн, онтология, иерархия, трансцендентность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Thomas Aquinas (2015), De unitate intellectus contra averroistas, LENAND Publ., Moscow. (In Russian)

2. Duns Scotus (2001), Collected Works, Frantsiskantsev Publ., Moscow, 584 p. (In Russian)

3. Cassin, B. (ed.) (2011), Dictionary of Untranslatables: A Philosophical Lexicon, vol. 2, Duh i Litera Publ., Kyiv. (In Ukrainian)

4. Losev, A. F. (1975), History of the Ancient aestethics. Aristotle and the late Classics, Iskusstvo Publ., Moscow, 672 p. (In Russian)

5. Losev, A. F. (1994), History of the Ancient aestethics. Sophists. Socrates. Plato, Ladomir Publ., Moscow, 714 p. (In Russian)

6. Leonov, V. Concepts “Mind”, “Intellect”, “Reason” in the tradition of Church Fathers, available at: https://azbyka.ru/ponyatiya-um-razum-rassudok-v-svyatootecheskoj-tradicii (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

7. Averintsev, S. S. (1979), Neoplatonism in front of Platonic critique of the myth-poetry thinking, in Platon i ego epokha, Nauka Publ., Moscow, pp. 83–97. (In Russian)

8. Pre-Socratics, trans. from Ancient greek by A. Makovel’skii, pt. 1 (Eleate period), available at: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/st013.shtml (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

9. Plato (2014), Collected works, vol. VI, Liteo Publ., St. Petersburg. (In Russian)

10. Borodai, T. Yu. (2008), The birth of philosophical concepts. God and matter in the dialogues of Plato, Savin Publisher, Moscow, 283 p. (In Russian)

11. Aristotle (2016), Metaphysics, «E» Publ., Moscow. (In Russian)

12. Heidegger, M. (1991), On the essense of truth, in Heidegger, M. (ed.), Razgovor na proselochnoi doroge, Vysshaia shkola Publ., Moscow, pp. 8–27. (In Russian)

13. Heidegger, M. (1993), Plato’s teaching on truth, in Heidegger, M., Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya, Respublika Publ., Moscow, pp. 345–360. (In Russian)

14. Plotinus (2016a), The fifth ennead, Oleg Abyshko Publ., St. Petersburg, 320 p. (In Russian)

15. Losev, A. F. (1980), History of the Ancient aestethics. Late Hellenism, Iskusstvo Publ., Moscow, 766 p. (In Russian)

16. Proclus, Elements of Theology, available at: http://www.odinblago.ru/filosofiya/losev/aflosev_istoriya_antichno/prokl_pervoosnovi_/ (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

17. Thomas Aquinas (2005), Summa Theologiae, Nika-Tsentr Publ., Moscow, 576 p. (In Russian)

18. Neretina, S. S., Capabilities of understanding, available at: http://krotov.info/acts/04/avgustin/ustin_001.htm (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

19. Gilson, E., Thomism, available at: http://krotov.info/history/12/3/gilson0.html (accessed: 18.03.2018).(In Russian)

20. Plato (2013), The State, Kniga po trebovaniiu Publ., Moscow. (In Russian)

21. Maritain, J., Saint Thomas, Apostle of our days, available at: http://diakonia.narod.ru/lib/foma.htm??4.4 (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

22. Gilson, E. (2011), The Spirit of Mediaeval Philosophy, Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy Publ., Moscow, 560 p. (In Russian)

23. Akhutin, A. V. (1988), Definition of Nature in Antiquity and Modernity. “Physis” and “Natura”, Nauka Publ., Moscow, 208 p. (In Russian)

24. Svezhavski, S., Saint Thomas reconverted, available at: http://psylib.ukrweb.net/books/swezh01/txt15.htm (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

25. Stamp, E. (2013), Aquinas, Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., Moscow, 353 p. (In Russian)

26. Steiner, R., Philosophy of Thomas Aquinas, available at: http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Steiner&go=page&pid=74 (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

27. Ockham, W. (2015), Collected works, Lenand Publ., Moscow, 232 p. (In Russian)

28. Plato (2016), Dialogues, RIPOL klassik Publ., Moscow, 576 p. (In Russian)

29. Gaidenko, P. P., Medieval nominalism and the genesis of a new European mentality, available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=908 (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

30. Plotinus (2016b), The sixth ennead, Oleg Abyshko Publ., St. Petersburg, 478 p. (In Russian)

31. Sanctus Augustine (2013), Confessions, Nauka Publ., St. Petersburg, 373 p. (In Russian)

32. Copleston, F. Ch. (1999), Aquinas: An Introduction to the Life and Work of the Great Medieval Thinker, Vestkom Publ., Moscow, 276 p. (In Russian)

33. Starets Siluan Afonskii, On the Grace, available at: http://afonit.info/biblioteka/nasledie-russkogomonastyrya/starets-siluan-afonskij-o-blagodati (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

Опубликован

30.09.2019

Как цитировать

Левицкий, В. С. (2019). Nature and essential characteristics of classical rationality. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 430–446. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.304