From the “logic of paradoxes” to dialectical logic (historical transformation of Spinozist methodology)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.309Аннотация
В статье рассматриваются особенности исторической трансформации философской методологии познания в творческом наследии Б.Спинозы. Центральным понятием спинозизма, как известно, является понятие субстанции, которое играет не только содержательную (системообразующую), но и формальную (методологическую) роль в его философии. Анализ толкования и употребления Спинозой термина «субстанция» раскрывает его парадоксальный характер. Ситуация парадокса, как правило, ошибочно трактуется как синоним бесконечного противоречия. Однако, напротив, это состояние полного отсутствия противоречий, потому что уровень гносеологического противоречия неограниченно возрастает, и оно, становясь всеобщим и бесконечным, перестает восприниматься. Парадокс возникает при оперировании предельно абстрактными и всеобщими понятиями, поэтому мыслители всегда стремились придать этим понятиям натурфилософский характер, сделать их более предметными, и тем самым снизить степень их противоречивости. Спинозовская концепция субстанциальности как критерия абсолютной сущности Бога наглядно это доказывает. Ссылаясь на Бога как на абсолютный и универсальный субстанциальный критерий, Спиноза пытался восстановить в правах религиозный статус онтологии и метафизики, поставленный под сомнение теорией врожденных идей Декарта. Но этим он достиг прямо противоположного. С одной стороны, субстанциальность Бога представлялась непротиворечивой и универсальной; с другой стороны, Его субстанциальный характер был основанием отрицания Его абсолютности, потому что бесконечная субстанция стремится к самоопределению и самоограничению. Таким образом, Спиноза стал создателем концепции абсолютно противоречивого субстанциального Бога как абсолютного основания противоречивого мира и противоречивости человеческого познания. В этом смысле парадокс манифестирует себя не только как препятствие исторического познания, но и как способ трансформации философских идей в истории человечества. Только так можно понять сущность трансформации идей спинозизма в философии гегельянства и марксизма: взятие на вооружение формальных особенностей метафизического понятия «субстанция» стало основанием трансформации метафизической логики парадокса в диалектическую логику.
Ключевые слова:
парадокс, субстанция, Бог, основание, противоречие, логика, диалектика, метод
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.