Подходы к исследованию идентичности в современной философии

Авторы

  • Ксения Олеговна Гончарова Молдавский государственный университет, Республика Молдова, MD-2009, Кишинев, ул. А. Матеевича, 60 https://orcid.org/0000-0002-0144-0265

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.203

Аннотация

Понятие «идентичность» все чаще возникает в  пространстве публичных дискуссий современности: на него ссылаются общественные активисты, его исследуют представители академии, нарушения идентичности волнуют правоведов и правозащитников. Косвенно сам факт такого активного обращения к проблеме говорит о том, что современное общество и человек в нем переживают кризис идентичности. Этот факт констатирован представителями многих дисциплин (социологии, культурологии, психологии и т. д.), однако исследован он все еще недостаточно. Не является в данном случае исключением и философия. Современные философы высказываются об идентичности (политической, культурной, социальной, гражданской и др.), но редко предпринимают попытку полноценного философского анализа данного феномена. В связи с этим не удивительно, что на сегодняшний день в академической литературе не существует ни классификации философских теорий идентичности, ни анализа их методологических оснований. Таким образом, цель данной статьи состоит в общей характеристике теоретико-методологических подходов к исследованию идентичности в современной философии. В результате применения методов контекстуального анализа, сравнительного анализа и рациональной историко-философской реконструкции к современным философским материалам об идентичности нам удалось выделить четыре основных подхода: фрейдомарксизм (С.Жижек), постструктурализм (Дж.Батлер), мультикультурализм (Ч.Тейлор), философская герменевтика (П.Рикёр). Их содержательная специфика вытекает из особенностей их теоретических оснований и теоретико-прагматических целей их представителей и, как следствие, влечет за собой ряд недостатков, которые должны быть учтены в будущем развитии теории идентичности в философии.

Ключевые слова:

идентичность, теория идентичности, философская герменевтика, постструктурализм, мультикультурализм, фрейдомарксизм, С. Жижек, Дж. Батлер, Ч. Тейлор, П. Рикер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Иригарей, Л. (2004), Этика полового различия, М.: Художественный журнал.

Кирей-Ситникова, Я. (2015), Трансгендерность и трансфеминизм, М.: Саламандра.

Фридан, Б. (2022), Загадка женского, М.: АСТ.

Харауэй, Д. (2017), Манифест киборгов, М.: Ad Marginem.

Federici, S. (2004), Caliban and the Witch: Women, and the Body and Primitive Accumulation, Williamsburg, Brooklyn: Autonomedia.

Millett, K. (2016), Sexual Politics, New York: Columbia University Press.

The 2021 Holberg Debate: “Identity Politics and Culture Wars”. URL: https://holbergprize.org/en/2021- holberg-debate-identity-politics-and-culture-wars (дата обращения: 23.01.2023).

Human development report 2004: Cultural liberty in today’s diverse world (2004), New York: UNDP.

The Yogyakarta Principles plus 10, Geneva. URL: http://yogyakartaprinciples.org/wp-content/uploads/2017/11/A5_yogyakartaWEB-2.pdf (дата обращения: 23.01.2023).

Human rights, sexual orientation and gender identity: resolution (2011), Geneva: UN Human Rights Council.

Слотердайк, П. (2009), Критика цинического разума, М.: АСТ; Екатеринбург: У-Фактория.

Elliot, A. (2011), Editor’s Introduction, in: Routledge Handbook of Identity Studies, New York: Routledge, pp. XII–XXIV.

Гройс, Б. (1989), Дневник Философа, Париж: Беседа — Синтаксис.

Groys, B. (2013), Art Workers: Between Utopia and the Archive, E-Flux Journal, no. 45, URL: https://www.e-flux.com/journal/45/60134/art-workers-between-utopia-and-the-archive/ (дата обращения: 23.01.2023).

Макинтайр, А. (2000), После добродетели: исследование теории морали, М.; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга.

Рансьер, Ж. (2006), На краю политического, М.: Праксис.

Рансьер, Ж. (2013), Несогласие. Политика и философия, СПб.: Machina.

Хабермас, Ю. (2003), Философский дискурс о модерне, М.: Весь мир.

Бадью, А. (1999), Апостол Павел. Обоснование универсализма?, М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга.

Хардт, М.и Негри, А. (2004), Империя, М.: Праксис.

Butler, J., Laclau, E. and Zizek, S. (2000), Contingency, Hegemony, Universality, London and New York: Verso.

Taylor, C. (1994), The Politics of Recognition, in: Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition, Princeton: Princeton University Press, pp. 25–73.

Taylor, C. (2001), Sources of the Self: The making of the modern identity, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Губман, Б.Л.и Ануфриева, К.В. (2015), Герменевтика П.Рикера и аналитическая философия: проблема нарративной самоидентичности личности, Философия и культура, № 9 (93), с. 1371–1382.

Jackson, C. (2010), A Response to Slavoj Zizek’s Criticism of Judith Butler’s Understanding of the Subject. URL: https://filosofisksupplement.no/wp-content/uploads/2010-response-slavoj-zizeks-criticismjudith-butlers-understanding-subject.pdf (accessed: 23.01.2023).

Батлер, Д. (2002), Психика власти: теории субъекции, Харьков; СПб.: ХЦГИ; Алетейя.

Рикер, П. (2004), Память, история, забвение, М.: Издательство гуманитарной литературы.

Жижек, С. (1999), Возвышенный объект идеологии, М.: Художественный журнал.

Жижек, С. (2014), Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Butler, J. (1990), Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory, in: Performing Feminisms: Feminist Critical Theory and Theatre, Baltimore: Johns Hopkins UP, рр. 270–282.

Butler, J. (1993), Bodies that Matter: On the Discursive Limits of “Sex”, New York: Routledge.

Butler, J. (1999), Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity, New York: Routledge.

Butler, J. (2004), Undoing Gender, New York: Routledge.

Рикер, П. (2008), Я-сам как другой, М.: Издательство гуманитарной литературы.

Тета, Ж.-М.и Маяцкий, М. (2012), Нарративная идентичность как теория практической субъективности. К реконструкции концепции Поля Рикера, Социологическое обозрение, т. 11, № 2, с. 100–121.

Рикер, П. (1998), Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ, М.: Культурная инициатива; СПб.: Университетская книга.

Феррони, В.В. (2019), Признание как путь к другому (концепт признания и фигура другого в философии П.Рикера), Вестник ВГУ.Серия: Философия, № 3, с. 76–89.


References

Irigaray, L. (2004), The Ethics of Sexual Difference, Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal Publ.(In Russian)

Kirey-Sitnikova, Y. (2015), Transgenderism and Transfeminism, Moscow: Salamandra Publ. (In Russian)

Friedan, B. (2022), The Feminine Mystique, Moscow: АSТ Publ. (In Russian)

Haraway, D. (2017), A Cyborg Manifesto, Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

Federici, S. (2004), Caliban and the Witch: Women, and the Body and Primitive Accumulation, Williamsburg, Brooklyn: Autonomedia.

Millett, K. (2016),Sexual Politics, New York: Columbia University Press.

The 2021 Holberg Debate: “Identity Politics and Culture Wars”. Available at: https://holbergprize.org/en/2021-holberg-debate-identity-politics-and-culture-wars (accessed: 23.01.2023).

Human development report 2004: Cultural liberty in today’s diverse world, New York: UNDP.

The Yogyakarta Principles plus 10, Geneva. Available at: http://yogyakartaprinciples.org/wp-content/uploads/2017/11/A5_yogyakartaWEB-2.pdf (accessed: 23.01.2023).

Human rights, sexual orientation and gender identity: resolution (2011), Geneva: UN Human Rights Council.

Sloterdijk, P. (2009), Critique of Cynical Reason, Moscow: АSТ Publ.; Ekaterinburg: U-Faktoriia Publ. (In Russian)

Elliot, A. (2011), Editor’s Introduction, Routledge Handbook of Identity Studies, New York: Routledge, pp. XII–XXIV.

Groys, B. (1989), The Philosopher’s Diary, Paris: Beseda — Sintaksis Publ. (In Russian)

Groys, B. (2013), Art Workers: Between Utopia and the Archive, E-Flux Journal, no. 45. Available at: https://www.e-flux.com/journal/45/60134/art-workers-between-utopia-and-the-archive/ (accessed: 23.01.2023).

MacIntyre, А. (2000), After Virtue: A Study in Moral Theory, Moscow: Akademicheskii proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaia kniga Publ. (In Russian)

Ranciere, J. (2006), On the Shores of Politics, Moscow: Praksis Publ. (In Russian)

Ranciere, J. (2013), Disagreement: Politics and Philosophy, St Petersburg: Machina Publ. (In Russian)

Habermas, J. (2003), The Philosophical Discourse of Modernity, Moscow: Ves’ mir Publ. (In Russian)

Badiou, А. (1999), Saint Paul: The Foundation of Universalism, Moscow: Moskovskii filosofskii fond Publ.; St Petersburg: Universitetskaia kniga Publ., Universitetskaia kniga Publ. (In Russian)

Hardt, М. and Negri, А. (2004), Empire, Moscow: Praksis Publ. (In Russian)

Butler, J., Laclau, E. and Zizek, S. (2000), Contingency, Hegemony, Universality, London, New York: Verso.

Taylor, C. (1994), The Politics of Recognition, Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition, Princeton: Princeton University Press, pp. 25–73.

Taylor, C. (2001), Sources of the Self: The making of the modern identity, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Gubman, B.L. and Anufrieva, K.V. (2015), P.Ricoeur’s Hermeneutics and Analytic Philosophy: The Problem of Narrative Self-Identity, Filosofiia i kul’tura, no. 9 (93), pp. 1371–1382. (In Russian)

Jackson, C. (2010), A Response to Slavoj Zizek’s Criticism of Judith Butler’s Understanding of the Subject. Available at: https://filosofisksupplement.no/wp-content/uploads/2010-response-slavoj-zizeks-criticism-judith-butlers-understanding-subject.pdf (accessed: 23.01.2023).

Butler, J. (2002), The psychic life of power: Theories in Subjection, Kharkov and St Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

Ricoeur, P. (2004), Memory, history, forgetting, Moscow: Izdatel’stvo gumanitarnoi literatury Publ. (In Russian)

Zizek, S. (1999), The Sublime Object of Ideology, Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal Publ. (In Russian)

Zizek, S. (2014), The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology, Moscow: Izdatel’skii dom “Delo” RANKhiGS Publ. (In Russian)

Butler, J. (1990), Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory, in: Performing Feminisms: Feminist Critical Theory and Theatre, Baltimore: Johns Hopkins UP, рр. 270–282.

Butler, J. (1993), Bodies that Matter: On the Discursive Limits of “Sex”, New York: Routledge.

Butler, J. (1999), Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity, New York: Routledge.

Butler, J. (2004), Undoing Gender, New York: Routledge.

Ricoeur, P. (2008), Oneself as Another, Moscow: Izdatel’stvo gumanitarnoi literatury Publ. (In Russian)

Tetaz, J.-M. and Maiatskii, M. (2012), Narrative identity as a theory of practical subjectivity. Toward a Reconstruction of Paul Ricoeur’s Concept, Sotsiologicheskoe obozrenie, vol. 11, no. 2, pp. 100–121. (In Russian)

Ricoeur, P. (1998), Time and Narrative. Vol. 1, Moscow: Kul’turnaia initsiativa Publ.; St Petersburg: Universitetskaia kniga Publ. (In Russian)

Ferroni, V.V. (2019), Recognition as a Way to the Other (The Concept of Recognition and the Figure of the Other in the Philosophy of P.Ricoeur), Vestnik VGU. Seriia: Filosofiia, no. 3, pp. 76–89. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Гончарова, К. О. (2024). Подходы к исследованию идентичности в современной философии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 211–220. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.203