Религиозные практики урегулирования конфликтов в секуляризированном обществе XXI в.: анахронизм или актуальная традиция?

Авторы

  • Ильшат Амирович Мухаметзарипов Академия наук Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет https://orcid.org/0000-0003-2708-5369
  • Вадим Евгеньевич Козлов Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18 https://orcid.org/0000-0002-7152-152X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.407

Аннотация

Практики урегулирования конфликтных ситуаций в религиозных объединениях основываются на догматике и уникальном историческом опыте формирования религиозных сообществ. В иудаизме, христианстве, исламе и буддизме выработаны свои принципы и нормы проведения переговоров, процедур медиации, арбитража и судейства в случае возникновения межличностных, внутригрупповых и межгрупповых противоречий между единоверцами. Каждая традиция делает акцент на разных формах разрешения споров: судейство в иудаизме, примирение и медиация в христианстве, медиация и арбитраж в исламе и буддизме, но всех их объединяет одно — стремление к мирному урегулированию, достижению справедливости и недопустимости насилия. Однако в  силу исторических особенностей древние традиции не всегда совпадают с  требованиями, предъявляемыми современным обществом. Принципы равенства сторон, состязательности, гласности, конфиденциальности и  независимости посредников и судей понимаются иначе по причине верховенства сакральных установлений и интересов религиозной общины. В этой связи становятся актуальными формы возрождения и интеграции религиозных традиций урегулирования конфликтов в рамках секуляризированного общества, в том числе в связи с повышением интереса к «общественным ценностям» со стороны политических элит в ряде стран (Великобритании, Франции, России). Заинтересованность государств, с  одной стороны, направлена на сплочение общества и повышение уважения к закону, а с другой — на усиление активности религиозных сообществ, способных дополнить регулятивные функции государства, в том числе снимать противоречия между религиозными и светскими нормами, не допуская нарушения законов, дискриминации и религиозного радикализма.

Ключевые слова:

религия, секуляризация, общество, урегулирование конфликтов, переговоры, медиация, арбитраж, судейство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Борисова, Е.А. (ред.) (2019), Альтернативное разрешение споров, М.: Городец.

Котлярова, В.В. (2021), Альтернативные способы урегулирования и разрешения споров в России, Самара: Изд-во Самар. ун-та.

Бобровников, В.О. и Ярлыкапов, А.А. (2013), Реституция шариата на российском Кавказе: проблемы и перспективы, Pax Islamica, № 2 (11), с. 61–92.

Варшавер, Е. и Круглова, Е. (2015), «Коалиционный клинч» против исламского порядка: динамика рынка институтов разрешения споров в Дагестане, Экономическая политика, № 3, с. 89–112.

Казенин, К.И. (2016), Конкуренция институциональных регуляторов в городской среде Северного Кавказа, М.: РАНХиГС.Казенин, К.И. (2016), Конкуренция институциональных регуляторов в городской среде Северного Кавказа, М.: РАНХиГС.

Сюкияйнен, Л.Р. (2021), Исламское право и диалог культур в современном мире, М.: Изд-во ВШЭ.

Клейменов, А.Я. (2013), Религиозный суд (арбитраж) в системе альтернативного урегулирования споров, Закон, № 2, с. 58–66.

Ведяев, А.В. (2021), Нормативное регулирование деятельности церковного суда в Русской Православной Церкви: история, современное состояние, проблемы и перспективы, Христианское чтение, № 3, с. 305–320.

Мухаметзарипов, И.А. (2022), Религиозные суды, арбитражи и органы медиации в постсекулярную эпоху, Казань: Фэн.

Baker, A.M. (2012), A higher authority: Judicial review of religious arbitration, Vermont Law Review, vol. 37, p. 157–202.

Broyde, M.J. (2017), Sharia tribunals, rabbinical courts, and christian panels. Religious arbitration in America and the West, New York: Oxford University Press.

Wolfe, C.L. (2006), Faith-based arbitration: Friend or foe? An evaluation of religious arbitration systems and their interaction with secular courts, Fordham Law Review, vol. 75, no. 1, p. 427–469.

Macklin, A. (2013), Multiculturalism meets privatization: The case of faith-based arbitration, International Journal of Law in Context, vol. 9, no. 3, p. 343–365.

Helfand, M.A. (2011), Religious arbitration and the new multiculturalism: Negotiating conflicting legal orders, New York University Law Review, vol. 86, no. 5, p. 1231–1305.

Boulding, K.E. (1988), Conflct and defense. A general theory, Lanham: University Press of America.

Darendorf, R. (1959), Class and class conflict in industrial society, Stanford: Stanford University Press.

Marsden, L., Jarvis, L. and Atakav, E. (2022), That still goes on, doesn’t it, in their religion?’ British values, Islam and vernacular discourse, Nations and Nationalism, vol. 29, iss. 1, p. 229–245.

Цыпин, В.А. (2009), Каноническое право, М.: Изд-во Сретенского монастыря.

Lecker, M. (2004), The “Constitution of Medina”: Muhammad’s first legal document, Princeton: The Darwin Press, Inc.

The Buddhist monastic code (2013), transl. by Thanissaro Bhikkhu, Metta Forest Monastery


References

Borisova, E.A. (ed.) (2019), Alternative dispute resolution, Moscow: Gorodets Publ. (In Russian)

Kotlyarova, V.V. (2021), Alternative methods of settling and resolving disputes in Russia, Samara: Izdatel’stvo Samarskogo universiteta Publ. (In Russian)

Bobrovnikov, V.O. and Yarlykapov, A.A. (2013), Restitution of Sharia in the Russian Caucasus: problems and prospects, Pax Islamica, no. 2 (11), pp. 61–92. (In Russian)

Varshaver, E. and Kruglova, E. (2015), “Coalition clinch” against the Islamic order: market dynamics of dispute resolution institutions in Dagestan, Ekonomicheskaia politika, no. 3, pp. 89–112. (In Russian)

Kazenin, K.I. (2016), Competition of institutional regulators in the urban environment of the North Caucasus, Moscow: RANHiGS Publ. (In Russian)

Sykiyainen, L.R. (2021), Islamic law and dialogue of cultures in the modern world, Moscow: HSE Publishing House. (In Russian)

Kleimenov, A.Ya. (2013), Religious court (arbitration) in the system of alternative dispute resolution, Zakon, no. 2, pp. 58–66. (In Russian)

Vedyaev, A.V. (2021), Normative regulation of the activities of the church court in the Russian Orthodox Church: history, current state, problems and prospects, Khristianskoe chtenie, no. 3, pp. 305–320. (In Russian)

Mukhametzaripov, I.A. (2022), Religious courts, arbitration and mediation bodies in the post-secularera, Kazan’: Fen Publ. (In Russian)

Baker, A.M. (2012), A higher authority: Judicial review of religious arbitration, Vermont Law Review, vol. 37, p. 157–202.

Broyde, M.J. (2017), Sharia tribunals, rabbinical courts, and christian panels. Religious arbitration in America and the West, New York: Oxford University Press.

Wolfe, C.L. (2006), Faith-based arbitration: Friend or foe? An evaluation of religious arbitration systems and their interaction with secular courts, Fordham Law Review, vol. 75, no. 1, p. 427–469.

Macklin, A. (2013), Multiculturalism meets privatization: The case of faith-based arbitration, International Journal of Law in Context, vol. 9, no. 3, p. 343–365.

Helfand, M.A. (2011), Religious arbitration and the new multiculturalism: Negotiating conflicting legal orders, New York University Law Review, vol. 86, no. 5, p. 1231–1305.

Boulding, K.E. (1988), Conflct and defense. A general theory, Lanham: University Press of America.

Darendorf, R. (1959), Class and class conflict in industrial society, Stanford: Stanford University Press.

Marsden, L., Jarvis, L. and Atakav, E. (2022), That still goes on, doesn’t it, in their religion?’ British values, Islam and vernacular discourse, Nations and Nationalism, vol. 29, iss. 1, p. 229–245.

Tsypin, V.A. (2009), Canon law, Moscow: Izd-vo Sretenskogo monastyria Publ. (In Russian)

Lecker, M. (2004), The “Constitution of Medina”: Muhammad’s first legal document, Princeton: The Darwin Press, Inc.

The Buddhist monastic code (2013), transl. by Thanissaro Bhikkhu, Metta Forest Monastery

Загрузки

Опубликован

31.12.2024

Как цитировать

Мухаметзарипов, И. А., & Козлов , В. Е. (2024). Религиозные практики урегулирования конфликтов в секуляризированном обществе XXI в.: анахронизм или актуальная традиция?. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 651–662. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.407