Между познанием и грехом: репрезентация пяти человеческих чувств от Античности до раннего Нового времени

Авторы

  • Инна Ивановна Лисович Московский гуманитарный университет, Российская Федерация, 111395, Москва, ул. Юности, 5

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.109

Аннотация

Статья посвящена осмыслению пяти человеческих чувств в европейской философии, культуре и искусстве, которое восходит к учению Платона и Аристотеля. Они рассматривают чувства с точки зрения познания четырех стихий. Платон признает благороднейшим из чувств зрение, поскольку оно ведет к познанию космоса. Порочность он приписывает животной низменной части души, а не чувствам. Бл. Августин в описании чувств соединил принципы Платона, Аристотеля и христианскую этику. Он связал чувства с грехом и самым опасным считал «очарование очей». Аристотель и Фома Аквинский основное внимание уделяют описанию принципов работы органов чувств и механическому способу воздействия на них вешней физической среды. Схоласты критиковали чувства из-за того, что они искажали воспринимаемый мир, в познании они полагались на аристотелианскую логику. В статье показано, как гуманисты и ученые раннего Нового времени активно переосмысляют все способности души, в том числе и пять чувств, под влиянием платоновской философии. Бэкон к чувствам относится как к «идолам», требуя неоднократно перепроверять данные и чувств, и разума, пестовать их. Это привело к признанию наблюдения и опыта как достоверного источника знания. Переориентация со схоластической аристотелианской традиции на математическую платоническую также нашла отражение в живописи и в поэзии. Одним из примеров этого процесса может служить поэтическая рефлексия Шекспира, где также объектом репрезентации становятся пять чувств. Поэтические образы пяти чувств у Шекспира коррелируют с визуальными изображениями Питера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего.

Ключевые слова:

пять чувств, душа, субъект познания, Платон, Аристотель, Бл. Августин, Фома Аквинский, неоплатонизм, Ф. Бэкон, новая философия, научное знание, свободные искусства, Рубенс, Ян Брейгель Старший, У. Шекспир

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Августин Аврелий. Творения: в 4 т. М.; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 1. 742 с

Аквинский Фома. Сумма Теологии. Ч. I / пер. с лат. С. Еремеева и А. Юдина. Киев: Ника-Центр, Эльга; М.: Элькор-МК, 2002. 560 с.

Аристотель. Сочинения: в 4 т. / под ред. В. Ф. Асмуса, З. Н. Микеладзе и др. М.: Мысль, 1978. Т. 1. 549 с.; 1983. Т. 4. 830 с.

Ахутин А. В. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2005. 741 с.

Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. / сост. А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1971. Т. I. 567 с.; 1972. Т. II. 582 с.

Горбунов А. Н. Сонеты Шекспира: Загадки и гипотезы // Шекспир У. Сонеты / отв. ред. А. Н. Горбунов. М.: Наука, 2016. С. 607–649.

Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты: в 2 т. / пер. Ц. Г. Нессельштраус. М.: Искусство, 1957. Т. 2. 254 с.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / под ред. А. П. Юшкевича. М.: Прогресс, 1985. 286 с.

Лисович И. И. Скальпель разума и крылья воображения: научные дискурсы в английской культуре раннего Нового времени. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 440 с.

Мандресси Р. Вскрытие и анатомия / пер. с фр. М. Неклюдовой, А. Стоговой // История тела: в 3 т. М.: Новое литературное обозрение, 2012. Т. 1: От Ренессанса до эпохи Просвещения / под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. С. 235–253.

Нестеров А. Аллегория Пяти чувств в изобразительном искусстве XIII–XVII вв.: эволюция от сюжета к мотиву // Бестиарий и чувства: сб. статей / сост. А. Л. Львова, О. Л. Довгий. М.: Intrada, 2017. С. 9–51.

Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.; 1994. Т. 3. 654 с.

Сидни Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии / сост. Л. И. Володарской. М.: Наука, 1982. 367 с.

Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона» // Эстетика Ренессанса: в 2 т. / сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981. Т. 1. 495 с., ил.

Фичино М. Платоновское богословие о бессмертии душ // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост. О. Ф. Кудрявцев. М.: Юристъ, 1996. С. 176–211.

Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 с.

Шекспир У. Сонеты / отв. ред. А. Н. Горбунов. М.: Наука, 2016. 884 с.

Castillo D. R. Baroque Horrors: Roots of the Fantastic in the Age of Curiosities. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2010. 200 p.

Chen-Morris R. «The Quality of Nothing»: Shakespearean Mirrors and Kepler’s Visual Economy of Science // Science in the Age of Baroque / eds O. Gal, R. Chen-Morris. New York; London: Springer, 2013 (Ser. International Archives of the History of Ideas. Vol. 208). P. 99–118.

Gilman E. B. The Curious Perspective: Literary and Pictorial Wit in the 17th Century. New Haven, London: Yale University Press, 1978. XII, 267 p.

The poems of Sir Philip Sidney / ed. W. A. Ringler. Oxford: Clarendon Press, 1962. LXX, 578 p.

References

Augustine. Tvoreniia [Creations], in 4 vols. Vol. 1. Moscow, Kiev, UTsIMM-Press, 2000. 742 p. (In Russian)

Thomas Aquinas. Summa Teologii [The Summa Theologiæ], pt. I. Transl. by S. Eremeev, A. Iudin. Kiev, Nika-Tsentr, El’ga Publ., Moscow, El’kor-MK Publ., 2002. 560 p. (In Russian)

Aristotle. Sochineniia [Works], in 4 vols. Eds V. F. Asmus, Z. N. Mikeladze. Vol. 1. Moscow, Mysl’ Publ., 1978. 549 p. Vol. 4, Moscow, Mysl’ Publ., 1983. 830 p. (In Russian)

Akhutin A. V. Povorotnye vremena [The Turning Times]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2005. 741 p. (In Russian)

Bakon F. Sochineniia [Works], in 2 vols. Ed. By A. L. Subbotin. Vol. 1. Moscow, Mysl’ Publ., 1971. 567 p.; Vol. 2. 1972. 582 p. (In Russian)

Gorbunov A. N. Sonety Shekspira: Zagadki i gipotezy [Shakespeare’s sonnets: Riddles and Hypotheses]. Shakespeare W. Sonety [Shakespeare W. Sonetts]. Ed. by A. N. Gorbunov. Moscow, Nauka Publ., 2016, pp. 607–649. (In Russian)

Durer A. Dnevniki. Pis’ma. Traktaty [The Diaries. The Letters. The Treatises], in 2 vols. Vol. 2. Moscow, Iskusstvo Publ., 1957. 254 p. (In Russian)

Koyré A. Ocherki istorii filosofskoi mysli. O vliianii filosofskikh kontseptsii na razvitie nauchnykh teorii [Essays on the history of philosophical thought: On the influence of philosophical concepts on the development of scientific theories]. Ed. by A. P. Yushkevich. Moscow, Progress Publ., 1985. 286 p. (In Russian)

Lisovich I. I. Skal’pel’ razuma i kryl’ia voobrazheniia: nauchnye diskursy v angliiskoi kul’ture rannego Novogo vremeni [The scalpel of reason and the wings of imagination. Scientific discourse in English culture early modern period]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2015. 440 p. (In Russian)

Mandressi R. Vskrytie i anatomiia [Autopsy and Anatomy]. Transl. from French by M. Nekliudova, A. Stogova. Istoriia tela [History of the Body], in 3 vols. Eds A. Korbena, Zh.-Zh. Kurtina, Zh. Vigarello. Vol. I. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2012, pp. 235–253. (In Russian)

Nesterov A. Allegoriia Piati chuvstv v izobrazitel’nom iskusstve XIII–XVII vv.: evoliutsiia ot siuzheta k motivu [Allegory of the Five Senses in the Visual Arts of the XIII–XVII Centuries: the Evolution from one Story to the Motive]. Bestiarii i chuvstva [Bestiary and the Senses]. Eds A. L. L’vova, O. L. Dovgii. Moscow, Intrada Publ., 2017, pp. 9–51. (In Russian)

Plato. Sobranie sochinenii [Works], in 4 vols. Eds A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi. Vol. 2. Moscow, Mysl’ Publ., 1993. 528 p.; Vol. 3. Moscow, Mysl’ Publ., 1993. 654 p. (In Russian)

Sidney F. Astrofil i Stella. Zashchita poezii [Astrophil and Stella. The Defence of Poesy]. Ed. By L. I. Volodarskaya. Moscow, Nauka Publ., 1982. 367 p. (In Russian)

Ficino M. Kommentarii na «Pir» Platona [Comments on the “Feast” of Plato]. V. P. Shestakov. Estetika Renessansa [Aesthetics of the Renaissance], in 2 vols. Vol. 1. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981, pp. 144–235. (In Russian)

Ficino M. Platonovskoe bogoslovie o bessmertii dush [Plato’s Theology on the Immortality of Souls]. Ed. by O. F. Kudriavtsev. Chasha Germesa: Gumanisticheskaia mysl’ epokhi Vozrozhdeniia i germeticheskaia traditsiia [The Hermes’s Chalice: The Humanist Thought of the Renaissance and the Hermetic Tradition]. Moscow, Iurist Publ., 1996, pp. 176–211. (In Russian)

Cherniakov A. G. Ontologiia vremeni. Bytie i vremia v filosofii Aristotelia, Gusserlia i Khaideggera [The Ontology of Time: Being and Time in the Philosophies of Aristotle, Husserl and Heidegger]. St. Petersburg, Vysshaia religiozno-filosofskaia shkola Publ., 2001. 460 p. (In Russian)

Shakespeare W. Sonety [The Sonnets]. Ed. by A. N. Gorbunov. Moscow, Nauka Publ., 2016. 884 p. (In Russian)

Castillo D. R. Baroque Horrors: Roots of the Fantastic in the Age of Curiosities. Ann Arbor, University of Michigan Press, 2010. 200 p.

Chen-Morris R. “The Quality of Nothing”: Shakespearean Mirrors and Kepler’s Visual Economy of Science. Eds O. Gal, R. Chen-Morris. Science in the Age of Baroque. New York, London, Springer, 2013. Ser. International Archives of the History of Ideas, vol. 208, pp. 99–118.

Gilman E. B. The Curious Perspective: Literary and Pictorial Wit in the 17th Century. New Haven, London, Yale University Press, 1978. XII, 267 p.

Ringler W. A., ed. The poems of Sir Philip Sidney. Oxford, Clarendon Press, 1962. LXX, 578 p.

Загрузки

Опубликован

26.09.2018

Как цитировать

Лисович, И. И. (2018). Между познанием и грехом: репрезентация пяти человеческих чувств от Античности до раннего Нового времени. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 34(1), 91–107. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.109