Фундаментальные этики П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого и «новые этики» постмодерна
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.206Аннотация
Цель статьи — проанализировать нравственно-этические концепции П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого, ставших фундаментальными этиками русской социальной мысли начала XX столетия. Значение этих этик существенно для решения современных социокультурных проблем, насущных для российской государственности в постсоветское время. Кризис духовной сферы российского общества заставил решать вопросы сохранения традиционных ценностей путем законодательных актов и указов. Задачей данного исследования мы ставим выявление с помощью сложившихся парадигмальных подходов культурфилософских основ этических концепций отечественных мыслителей. Деление этики на фундаментальную и прикладную, т. е. профессионально ориентированную, выступает методологической основой нашего исследования. Новизна статьи состоит в том, что аргументированно доказывается тезис сверхактуальности фундаментальных этик Кропоткина и Толстого сегодня в условиях кризиса традиционных ценностей, охватившего все постсоветское пространство, включая Россию. В теоретико-методологическом плане это отразилось в концепте «новых этик». Одним из ведущих разработчиков данного понятия выступил постмодернист Мишель Фуко, который утверждал, что свобода есть онтологическое условие этики. Но этика, в свою очередь, — это та форма, которую принимает свобода в различных социальноэкономических и политических условиях. Этика, таким образом, испытывает на себе влияние социума, но вместе с тем характеризуется социальной заостренностью. Это было продемонстрировано в этических воззрениях Кропоткина и Толстого, которые сегодня могут быть рассмотрены как антитеза постмодернистским ценностям (забота о себе, т. е. эгоцентризм; концепт биовласти как управления массовым сознанием; расширение сексуальной свободы и пр.). Для Кропоткина социализация этики обусловлена принципом взаимопомощи в Природе и Обществе. Для Толстого общественная направленность этики вызвана всеобщностью человеческих чувств солидарности и справедливости, которые провозглашены в христианских заповедях блаженства. Моральный утилитаризм Толстого опирался на мысль о всеобщности принципа ненасилия, на философию социального блага.
Ключевые слова:
фундаментальные и профессиональные этики, новые этики постмодерна, забота о себе, натуралистическая этика Кропоткина, моральный утилитаризм Толстого
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.