Фундаментальные этики П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого и «новые этики» постмодерна

Авторы

  • Михаил Анатольевич Арефьев Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Российская Федерация, 196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2 https://orcid.org/0000-0002-5397-316X
  • Антонина Гилеевна Давыденкова Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Российская Федерация, 196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2
  • Наталья Геннадьевна Коваленко Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Российская Федерация, 196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2 https://orcid.org/0000-0002-5397-316X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.206

Аннотация

Цель статьи — проанализировать нравственно-этические концепции П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого, ставших фундаментальными этиками русской социальной мысли начала XX столетия. Значение этих этик существенно для решения современных социокультурных проблем, насущных для российской государственности в постсоветское время. Кризис духовной сферы российского общества заставил решать вопросы сохранения традиционных ценностей путем законодательных актов и  указов. Задачей данного исследования мы ставим выявление с  помощью сложившихся парадигмальных подходов культурфилософских основ этических концепций отечественных мыслителей. Деление этики на фундаментальную и прикладную, т. е. профессионально ориентированную, выступает методологической основой нашего исследования. Новизна статьи состоит в том, что аргументированно доказывается тезис сверхактуальности фундаментальных этик Кропоткина и Толстого сегодня в условиях кризиса традиционных ценностей, охватившего все постсоветское пространство, включая Россию. В теоретико-методологическом плане это отразилось в концепте «новых этик». Одним из ведущих разработчиков данного понятия выступил постмодернист Мишель Фуко, который утверждал, что свобода есть онтологическое условие этики. Но этика, в свою очередь, — это та форма, которую принимает свобода в различных социальноэкономических и политических условиях. Этика, таким образом, испытывает на себе влияние социума, но вместе с тем характеризуется социальной заостренностью. Это было продемонстрировано в этических воззрениях Кропоткина и Толстого, которые сегодня могут быть рассмотрены как антитеза постмодернистским ценностям (забота о себе, т. е. эгоцентризм; концепт биовласти как управления массовым сознанием; расширение сексуальной свободы и  пр.). Для Кропоткина социализация этики обусловлена принципом взаимопомощи в Природе и Обществе. Для Толстого общественная направленность этики вызвана всеобщностью человеческих чувств солидарности и  справедливости, которые провозглашены в  христианских заповедях блаженства. Моральный утилитаризм Толстого опирался на мысль о всеобщности принципа ненасилия, на философию социального блага.

Ключевые слова:

фундаментальные и профессиональные этики, новые этики постмодерна, забота о себе, натуралистическая этика Кропоткина, моральный утилитаризм Толстого

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Артемов, В.М. (2005), П.А.Кропоткин как философ: нравственность и свобода в контексте социального идеала, в: Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации: материалы международной научной конференции (Санкт-ПетербургМосква-Дмитров, 09–12 декабря 2002 г.), СПб.; М.; Дмитров: Соларт, с. 224–230.

Длугач, Т.Б. (2022), Александр Койре и новая историография науки, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, т. 38, вып. 1, с. 4–18.

Кропоткин, П. (1922), Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса, СПб.; М.: Голос труда.

Кропоткин, П. (2011), Взаимопомощь как фактор эволюции, М.: Самообразование.

Фуко, М. (2008), О генеалогии этики: обзор текущей работы, Логос, № 2 (65), с. 135–158.

Кропоткин, П.А. (1991), Этика: Избранные труды, М.: Политиздат.

Кропоткин, П.А. (1991), Справедливость и нравственность, в: Кропоткин, П.А., Этика: Избранные труды, М.: Политиздат, с. 270–271.

Филатова, Е.В. (2012), Этика как основа философии П.А.Кропоткина, в: Петр Алексеевич Кропоткин: сб. статей, М.: РОССПЭН, с. 130–155.

Кропоткин, П. (1921), Речи бунтовщика, Пб.; М.: Голос труда.

Арефьев, М.А. и Давыденкова, А.Г. (2013), Александр Иванович Герцен: 200 лет основоположнику «русского социализма», в: Культура и образование в XXI веке: материалы межвузовской научно-практической конференции (Санкт–Петербург, 24–26 января 2013 г.), СПб.: СПбГАУ, с. 17–24.

Гюйо, Ж.М. (1923), Нравственность без обязательства и без санкций, М.: Голос труда.

Толстой, Л.Н. (1957), Соединение и перевод четырех Евангелий, в: Толстой, Л.Н., Полное собрание сочинений: в 90 т., т. 24, М.: Художественная литература, с. 7–800.

Мандевиль, Б. (1974), Басня о пчелах, М.: Мысль.

Толстой, Л.Н. (1938), Что же нам делать?, в: Толстой, Л.Н., Полное собрание сочинений: в 90 т., т. 25, М.: Художественная литература, с. 182–411.

Можейко, М.А. (2003), Постмодернизм, Новейший философский словарь, 3-е изд., Минск: Книжный Дом, с. 778–781.

Фролов, А.А. (2019) Субъект и субъективация в ситуации биополитики: Фуко и Рансьер, Манускрипт, т. 12, вып. 11, с. 156–163.

Толстой, Л.Н. (1938), Краткое изложение Евангелия, в: Толстой, Л.Н., Полное собрание сочинений: в 90 т., т. 24, М.: Художественная литература, с. 801–940.

Асмус, В.Ф. (1961), Мировоззрение Толстого, кн. 1, М.: Изд-во АН СССР, с. 35–102. URL: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l691/ln1-035-.htm (дата обращения: 04.08.2022).

Ильин, И.А. (2004), Основы христианской культуры; Путь духовного обновления, СПб.: Шпиль.

Венгеров, С. (1901), Толстой, Энциклопедический словарь, т. ХХХ, СПб., с. 456.

Франк, С.Л. (1990), Фр. Ницше и этика «Любви к дальнему», Сочинения, М.: Правда, c. 9–64.


References

Artemov, V.M. (2005), P.A.Kropotkin as a philosopher: morality and freedom in the context of the social ideal, in: Petr Alekseevich Kropotkin i problemy modelirovaniia istoriko-kul’turnogo razvitiia tsivilizatsii: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Sankt-Peterburg-Moskva-Dmitrov, 09–12 dekabria 2002 g.), St Petersburg, Moscow andDmitrov: Solart Publ., pp. 224–230. (In Russian)

Dlugach, T.B. (2022), Alexander Coiret and the new historiography of science, Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 38, iss. 1, pp. 4–18. (In Russian)

Kropotkin, P. (1922), Mutual aid among animals and humans as an engine of progress, St Petersburg and Moscow: Golos truda Publ. (In Russian)

Kropotkin, P. (2011), Mutual aid as a factor of evolution, Moscow: Samoobrazovanie Publ. (In Russian)

Foucault, M. (2008), On the genealogy of ethics: a review of current work, Logos, no. 2 (65), pp. 135– 158. (In Russian)

Kropotkin, P.A. (1991), Ethics: Selected Writings, Moscow: Politizdat Publ. (In Russian)

Kropotkin, P.A. (1991), Justice and morality, Ethics: Selected Writings, Moscow: Politizdat Publ., pp. 270–271. (In Russian)

Filatova, E.V. (2012), Ethics as the Basis of P.A.Kropotkin’s Philosophy, Moscow: ROSSPEN Publ., pp. 130–155. (In Russian)

Kropotkin, P. (1921), Speeches of a rebel, St Petersburg and Moscow: Golos truda Publ. (In Russian)

Aref ’ev, M.A. and, Davydenkova, A.G. (2013), Alexander Ivanovich Herzen: 200 Years of the Founder of “Russian Socialism”, in: Kul’tura i obrazovanie v XXI veke: materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Sankt-Peterburg, 24–26 ianvaria 2013 g.), St Petersburg: SPbGAU Publ., pp. 17–24. (In Russian)

Guyau, J.-M. (1923), Morality without obligation and without sanctions, Moscow: Golos truda Publ.(In Russian)

Tolstoy, L.N. (1957), Connecting and translating the four Gospels, in: Tolstoy, L.N., Collected writings, in 90 vols, vol. 24, Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. pp. 7–800. (In Russian)

Mandeville’, B. (1974), Fable of the Bees, Moscow: Mysl Publ. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1938), What shall we do?, in: Tolstoy, L.N., Collected writings, in 90 vols, vol. 25, Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., pp. 182–411. (In Russian)

Mozhejko M.A. (2003), Postmodernizm, Noveishii filosofskii slovar’: 3rd ed., Minsk: Knizhnyi Dom Publ., pp. 778–781. (In Russian)

Frolov, A.A. (2019), Subject and subjectivation in the situation of biopolitics: Foucault and Rancière, Manuscript, vol.12 (11), pp. 156–163. (In Russian)

Tolstoy, L.N. (1938), Summary of the Gospel, in: Tolstoy, L.N., Collected writings, in 90 vols, vol. 25, Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., pp. 801–940. (In Russian)

Asmus, V. (1961), The worldview of Tolstoy, Moscow: AS USSR Publ., 1, pp. 35–102. Available at: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l691/ln1-035-.htm (accessed: 04.08.2022). (In Russian)

Ilyin, I. (2004), Fundamentals of Christian Culture; the Path of Spiritual Renewal, St Petersburg: Shpil’ Publ. (In Russian)

Vengerov, S. (1901), Tolstoy, in: Encyclopaedic Dictionary, St Petersburg, p. 456. (In Russian)

Frank, S.L. (1990), Fr. Nietzsche and the ethics of “Love for the distant”, in: Frank, S.L., Essays, Moscow: Pravda Publ., pp. 9–64. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Арефьев, М. А., Давыденкова, А. Г., & Коваленко, Н. Г. (2024). Фундаментальные этики П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого и «новые этики» постмодерна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 244–257. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.206