«НОВАЯ ПОРОДА ЛЮДЕЙ», ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭПОХИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Авторы

  • Александр Фазлаевич Замалеев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматриваются две главнейшие системы философии воспитания эпохи русского Просвещения, разработанные Василием Никитичем Татищевым и Иваном Ивановичем Бецким. Эти системы объединяет общая установка на приоритетное значение государства в деле образования юношества. Оба автора в одинаковой мере отрицают важность семейного воспитания ввиду его «старомодности», оторванности от общественных ценностей и стремлений. Однако в их педагогиче- ских учениях немало и различий. В частности, В. Н. Татищев в основу своей философии воспитания кладет принципы «снискания» наук и веротерпимости, в то время как И. И. Бецкой ориентируется исключительно на «сердечное» воспитание, ставящее развитие моральных аспектов личности выше научно-интеллектуальных качеств. Существенно также расхождение в выборе западноевропейских философских источников: для Татищева это прежде всего Дж. Локк, для Бецкого — Ж.-Ж. Руссо. Всё это обусловило специфику зарождения и формирования русской интеллигенции XVIII в., оппозиционность ее мировоззрения и идеологии.

Ключевые слова:

философия воспитания, семья, государство, русское Просвещение XVIII в., деизм, наука

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература / References

Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Мыслители русского зарубежья: Бердяев Федотов. СПб.: Наука 1992. 463 с.

Берков П. Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н. И. Новикова // Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур. Л.: Художественная лит-ра 1981. 496 с.

Герье В. И. Лейбниц и его век. Отношения Лейбница к России и Петру Великому. СПб.: Наука 2008. 807 с.

Татищев В. Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Татищев В. Н. Избр. произв. Л.: Наука 1979. 464 с.

Прокопович Ф. Первое учение отроком. СПб. 1723. 67 л.

Чаадаев П. Я. И. Д. Якушкину // Полн. собр. соч. и избр. письма: в 2 т. Т. 2. М.: Наука 1991. 672 с.

Локк Дж. Письмо о веротерпимости // Избр. филос. произв.: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во социально-экономической лит-ры 1960. 532 с.

Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание 1997. 288 с.

Записки императрицы Екатерины Второй. М.: Наука 1990. 280 с.

Дашкова Е. Р. Записки. 1743–1810. Л.: Наука 1985. 288 с.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? // Избр. соч.: в 3 т. Т. 1. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры 1961. 852 с.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс 1995. 448 с.

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Пг. 1915. 746 с.

Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // Титков Е. П. Образовательная политика Екатерины Великой. М.: Изд-во МПГУ 1999. 481 с.

Никитенко А. В. Дневник: в 3 т. Т. 1. М.: Художественная лит-ра 1955. 539 с.

Лаппо-Данилевский А. С. И. И. Бецкой и его система воспитания. Отзыв о сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии». СПб. 1904. 96 с.

Фельбигер И. И. О должностях человека и гражданина. СПб. 1808. 180 с.

Загрузки

Опубликован

10.12.2018

Как цитировать

Замалеев, А. Ф. (2018). «НОВАЯ ПОРОДА ЛЮДЕЙ», ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭПОХИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(2), 90–97. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3221