Значение веры в концепции цельного знания Владимира Соловьева

Авторы

  • Тереза Оболевич Папский университет Иоанна Павла II в Кракове

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.304

Аннотация

В статье рассматриваются роль и место веры в концепции создателя первой русской философской системы В. С. Соловьева. Цель исследования состоит в том, чтобы определить эпистемологическое и методологическое значение веры в понимании Соловьева как особого фактора познания. Для этого использованы синтетический метод, позволяющий реконструировать мысль Соловьева, а также метод философского анализа. Вначале представлен соловьевский проект цельного знания, или вольной теософии, т. е. синтеза философии, богословия и науки. Раскрыты предпосылки этой концепции и указан ее полемический контекст, а именно попытка преодоления отвлеченных, т. е. односторонних, начал: разума, эмпирического опыта и веры — с целью создания системы, объединяющей все виды знания. При этом разуму как таковому соответствует философия, опыту — наука, а вере — богословие. Вторая часть статьи посвящена эпистемологическому аспекту веры в теории цельного знания. Он заключается в том, что каждый акт познания начинается с утверждения существования его предмета, которое Соловьев называет верой в широком смысле этого слова. Таким образом, вера приобретает универсальное значение как необходимое условие познавательного процесса. В третьей части рассматривается методологический аспект веры как ключевого звена в системе цельного знания. Из этого следует, что вере принадлежит главенствующая роль не только в богословии, но во всех областях знания, в том числе философии и науке. Таким образом, можно сделать вывод, что между верой и разумом нет конфликта, напротив, они взаимодополняют друг друга. Позиция Соловьева актуальна и в наши дни. 

Ключевые слова:

вера, цельное знание, теософия, опыт, наука

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Solovyov, V. (1999), The Concept of God, transl. by Jakim, B., in The Concept of God: Essays on Spinoza, Carlisle: Variable Press, pp. 25–50.

2. Lozev, K. D. (2017), Solovyov’s Philosophy as Rationalization of Religious Feelings and Behaviour, Revista de Antropología y Filosofia de lo Sagrado, no. 2, pp. 45–59.

3. Solovyov, V. (2014), Selected Letters to Ekaterina Romanova, in Solovyov, V., Sophia, God and A Short Tale about the Antichrist, transl. by Jakim, B., Ketterin: Angelico Press — Semantron Press, pp. 71–100.

4. Solovyov, V. (2019), God is all. All becomes God, Solov’evskie issledovaniia, no. 62, pp. 19–38. (In Russian)

5. Solovyov, V. (1877), Faith, reason and experience, Grazhdanin, no. 41–44, pp. 886–888. (In Russian)

6. Solovyov, V. (1994), Faith, reason and experience, Voprosy filosofii, no. 1, pp. 111–128. (In Russian)

7. Nosov, A. A. (2001), Comments, in Solovyov, V. S., Complete works and letters, in 20 vols., vol. 3, Moscow: Nauka Publ., pp. 514–516. (In Russian)

8. Frank, S. (1909), William James and religious experience. Emile Boutroux. Science et religion dans la philosophie contemporaine, Kriticheskoe obozrenie, vol. VI, pp. 386–387. (In Russian)

9. Brooke, J. H. (2014), Science and Religion. Some Historical Perspectives, Cambridge: Cambridge University Press.

10. Solovyov, V. (1995), Lectures on Divine Humanity, transl. by Jakim, B., Hudson: Lindisfarne Press.

11. Solovyov, V. S. (2001), Critique of abstract principles, in Solovyov, V. S., Complete works and letters, in 20 vols., vol. 3, Moscow: Nauka Publ., pp. 7–360. (In Russian)

12. Obolevitch, T. (2019), Faith and Science in Russian Religious Thought, Oxford: Oxford University Press.

13. Mochul’skiy, K. V. (1995), Vladimir Soloviev. Life and teaching, in Mochul’skiy, K. V., Gogol’, Solov’ev, Dostoevskiy, Moscow: Respublika Publ., pp. 63–216. (In Russian)

14. Solov’ev, V. (2019), On the Philosophical Works of P. D. Iurkevych, transl. by Hantula, R., East/West: Journal of Ukrainian Studies, vol. VI, no. 2, pp. 177–197.

15. Walicki, A. (1989), The Slavophile Controversy. History of a Conservative Utopia in Nineteenth-Century Russian Thought, transl. by Andrews-Rusiecka, H., Notre Dame: University of Notre Dame Press.

16. Ern, V. (1994), Gnoseology of V. S. Soloviev, in Collection of articles about V. Solovyov, Bruxelles: Zhizn’ s Bogom Publ., pp. 167–257. (In Russian)

17. Dobieszewski, J. (2002), Włodzimierz Sołowjow. Studium osobowości filozoficznej, Warsaw: Scholar.

18. Shein, L. J. (1977), V. S. Solovyov’s Principle of Integral Knowledge, Indian Philosophical Quarterly, no. 4, pp. 527–539.

19. Spinoza, Ethics. Available at: https://en.wikisource.org/wiki/Ethics (Spinoza)/Part_2 (accessed: 27.12.2019).

20. Solovyov, V. (2008), The Philosophical Principles of Integral Knowledge, transl. by Nollan, V. Z., Cambridge, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company.

21. Zen’kovskiy, V. V. (1997), Foundation of Christian philosophy, vol. 1, Moscow: Kanon + Publ. (In Russian)

22. Florovsky, G. (1989), Human Wisdom and the Great Wisdom of God, in Florovsky, G., Collected Works, vol. 12, Belmont: Nordland Publishing Company, pp. 110–121.

23. Moiseev, V. I. (2002), Logic of all-unity, Moscow: Per Se Publ. (In Russian)

24. Kireevsky I. (1998), On the Necessity and Possibility of New Principles in Philosophy, in On Spiritual Unity. A Slavophile Reader, transl. by Jakim, B. and Bird, R., Hudson: Lindisfarne Books, pp. 233–273.

25. Akulinin, V. N. (1990), Philosophy of all-unity: from V. S. Soloviev to P. A. Florensky, Novosibirsk: Nauka Publ. (In Russian)

26. Sutton, J. (1988), The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov. Towards a Reassessment, New York: St. Martin’s Press.

27. Solovyov, V. S. (1970), Faith (philos.), in Collected works of Vladimir Sergeevich Solov’ev, vol. XII, Bruxelles: Zhizn’ s Bogom Publ., p. 553. (In Russian)

28. Frank, S. (1927), Contemporary Russian Philosophy, The Monist, vol. 37, no. 1, pp. 1–23.

29. Chicherin, B. N. (1880), Mysticisim in philosophy, Moscow: Tipografiia Martynova Publ. (In Russian)

30. Trubetskoy, S. (2000), Foundation of idealism, in Trubetskoy, S.,The Teaching on Logos in its history, Moscow: Izd. AST Publ., Kharkiv: Folio Publ., pp. 498–637. (In Russian)

31. Florovsky, G. (1955), Reason and Faith in the Philosophy of Solov’ev, in Simmos, E. J. (ed.), Continuity and Change in Russian and Soviet Thought, Cambridge, Michigan: Harvard University Press, pp. 283–297.

32. Kojève, A. (2018), The Religious Metaphysics of Vladimir Solovyov, transl. by Merlin, I. and Pozdniakov, M., London: Palgrave Macmillan.

33. Nekrasova, E. N. (1997), Living truth. Metaphysics of human being in Russian religious philosophy of the 20 th century, Moscow: Martis Publ. (In Russian)

34. Solovyov, V. S. (1966), On the way to true philosophy, in Collected works of Vladimir Sergeevich Solov’ev, vol. III, Bruxelles: Zhizn’ s Bogom Publ., pp. 255–269. (In Russian)

35. Heller, M. (2018), What Does it Mean “To Exist” in Physics?, Zagadnienia Filozoficzne w Nauce, vol. 65, pp. 9–22.

36. Nemeth, Th. (2019), The Later Solov’ëv. Philosophy in Imperial Russia, Cham: Springer.

37. Dianin-Khavard, А. (2004), Vladimir Soloviev: faith, reason and heart, in Porus, V. (ed.), Russia and the Universal Church: V. S. Solovyov and the problem of religious and cultural unity of mankind, Moscow: BBI Publ., pp. 80–95. (In Russian)

38. Lopatin, L. M. (1916), The Philosophy of Vladimir Soloviev, Mind, vol. 25, no 100, pp. 436.

39. Zen’kovskiy, V. V. (2008), The idea of all-unity in the philosophy of Vladimir Soloviev, in Zen’kovskiy, V. V., Collected works, vol. 1, Moscow: Russkii put’ Publ., pp. 425–460. (In Russian)

40. Solovyov, V. (1996), The Crisis of Western Philosophy (Against the Positivists), transl. by Jakim, B., Hudson: Lindisfarne Press.

Опубликован

30.09.2020

Как цитировать

Оболевич, Т. (2020). Значение веры в концепции цельного знания Владимира Соловьева. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(3), 460–472. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.304