О методологических основаниях сторителлинга как технологии управления массовым сознанием
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.210Аннотация
Продолжая цикл публикаций, посвященных социально-политическим аспектам цифровых трансформаций, авторы акцентируют внимание на высоких темпах развития информационных технологий и качественных изменениях в публичной политике, которая перестала быть сферой рационального осмысления и аргументации, превратившись в поле для борьбы символов. Наблюдаются тенденция отказа человека от языка, рост влияния символов и упрощенных конструкций в коммуникациях разных уровней. Исследование методологических оснований сторителлинга отсылает к проблеме неомифологизма сознания современного человека, значимыми чертами которого выступают ассоциативность мышления и близость к архаичному восприятию. Усиление воздействия «постправды» соединяет в себе несколько взаимосвязанных явлений: растущую распространенность и влияние дезинформации, разногласия по поводу поддающихся проверке фактов, увеличение значимости личной веры и опыта по сравнению с фактами и свидетельствами, снижение доверия к институциональным поставщикам информации и возрастающая фрагментация и поляризация потребления информации. Так, концепция Homo Narrans, предполагающая, что восприятие информации человеком происходит преимущественно через истории, получает новое звучание в условиях развития цифровой публичной политики. Визуальное восприятие позволяет с максимальной эффективностью использовать бессознательные мотивы и символы и затрагивает различные слои: от поверхностного восприятия изображаемого до различных интертекстуальных отсылок и аллюзий. Авторы приходят к выводу, что визуальный сторителлинг становится эффективным инструментом политической борьбы за счет, с одной стороны, эмоционального воздействия на аудиторию и, с другой стороны, упрощения восприятия передаваемой информации. Как коммуникативная технология он широко используется с целью формирования отношений доверия. При грамотном использовании данная технология может помочь организовать информационное цифровое пространство России в национальных интересах, в том числе для артикулирования системы ценностей, коррелирующих с социально-политическими процессами в стране и мире, и с учетом наших культурных традиций.
Ключевые слова:
визуальный сторителлинг, цифровая публичная политика, медиатизация социальной жизни, мифологизация сознания, доверие
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.