О методологических основаниях сторителлинга как технологии управления массовым сознанием

Авторы

  • Татьяна Александровна Кулакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Анна Владимировна Волкова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.210

Аннотация

Продолжая цикл публикаций, посвященных социально-политическим аспектам цифровых трансформаций, авторы акцентируют внимание на высоких темпах развития информационных технологий и качественных изменениях в публичной политике, которая перестала быть сферой рационального осмысления и аргументации, превратившись в поле для борьбы символов. Наблюдаются тенденция отказа человека от языка, рост влияния символов и упрощенных конструкций в коммуникациях разных уровней. Исследование методологических оснований сторителлинга отсылает к проблеме неомифологизма сознания современного человека, значимыми чертами которого выступают ассоциативность мышления и близость к архаичному восприятию. Усиление воздействия «постправды» соединяет в себе несколько взаимосвязанных явлений: растущую распространенность и влияние дезинформации, разногласия по поводу поддающихся проверке фактов, увеличение значимости личной веры и опыта по сравнению с фактами и свидетельствами, снижение доверия к институциональным поставщикам информации и  возрастающая фрагментация и  поляризация потребления информации. Так, концепция Homo Narrans, предполагающая, что восприятие информации человеком происходит преимущественно через истории, получает новое звучание в условиях развития цифровой публичной политики. Визуальное восприятие позволяет с  максимальной эффективностью использовать бессознательные мотивы и  символы и затрагивает различные слои: от поверхностного восприятия изображаемого до различных интертекстуальных отсылок и аллюзий. Авторы приходят к выводу, что визуальный сторителлинг становится эффективным инструментом политической борьбы за счет, с одной стороны, эмоционального воздействия на аудиторию и, с другой стороны, упрощения восприятия передаваемой информации. Как коммуникативная технология он широко используется с целью формирования отношений доверия. При грамотном использовании данная технология может помочь организовать информационное цифровое пространство России в национальных интересах, в том числе для артикулирования системы ценностей, коррелирующих с  социально-политическими процессами в стране и мире, и с учетом наших культурных традиций.

Ключевые слова:

визуальный сторителлинг, цифровая публичная политика, медиатизация социальной жизни, мифологизация сознания, доверие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Cloudry, N. (2008), Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling, New Media & Society, vol. 10, no. 3, pp. 373–391.

Lundby, К. (ed.) (2009), Mediatization: consept, changes, consequences, New York: Peter Lang Publ.

Попова, О.В. (ред.) (2018), Политика «постправды» и популизм, СПб.: Скифия-принт.

Галанина, Е.В. (2013), Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры, М.: Академия естествознания.

Кулакова, Т.А. и Волкова, А.В. (2023), Цифровой суверенитет и политико-административные режимы, Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Философия и конфликтология, т. 39, вып. 1, с. 92–105.

Аленько, С.Н. и Лукаш, А.В. (2023), Индоктринация экономических нарративов для молодежи как цифровой поколенческой общности посредством ФГОС ВО 3+++, Цифровая экономика, № 1 (22), с. 72–82.

Homo Narrans: Story-Telling in Mass Culture and Everyday Life, (1985), Journal of Communication, vol. 35 (4), pp. 90–108.

Кузнецова, Э.Ф. (ред.) (1994), Мифы в искусстве старом и новом: Историко-художественная монография (по Рене Менару), СПб.: Лениздат.

Мозжегоров, С.В. (2013), Методологические основания сторителлинга в контексте исследования личностных нарративов, Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), № 37, с. 104–125.

Тойнби, А.Дж. (2011), Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад, М.: АСТ, Астрель.

Фергюссон, Н. (2019), Горечь войны, М.: АСТ.Corpus.

Барт, Р. (1987), Введение в структурный анализ повествовательных текстов, Зарубежная эстетика и теория литературы ХIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе, М.: Московский государственный ун-т.

Гадамер, Х.-Г. (1991), Что такое истина, Философско-литературный журнал, вып. 1, с. 30–37.

Poletta, F., Chen, P., Gardner, B. and Motes, A. (2011), The Sociology of Storitelling, Annual Rewiew of Sociology, vol. 37, pp. 109–130.

Shenhay, S.R. (2005), Thin and thick narrative analysis, Narrattive Inguiry, vol. 15(1), pp. 75–99.

Кассирер, Э. Технологии современных политических мифов. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/pp/ppy_4/6.pdf (дата обращения: 16.11.2023).

Шестов, Н.И. (2005), Политический миф теперь и прежде, М.: Олма-Пресс.

Шомова, С.А. (2016), От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации, М.: Изд. Дом Высшей школы экономики.

Щербинина, Н.Г. (1998), Героический миф тоталитарной России, Томск: Позитив.

Юнг, К.Г. (1977), Человек и его символы, М.: Серебряные нити.

Ефремова, Л.В. (2020), научный подход к мифологии: «Поэтика мифа» Е.М.Мелетинского, Гуманитарный научный вестник, т. 10, c. 188–191. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/10/Efremova.pdf (дата обращения: 16.11.2023).

Эллюль, Ж.С.Э. (2023), Феномен пропаганды, СПб.: Алетейя.

Кузнецов, Н.В. (2011), Разум. Миф. Нравственность, СПб.: Наука.

Брокмейер, Й. и Харре, Р. (2000), Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы, Вопросы философии, № 3, c. 29–42.

Неклюдов, С.Ю. (2021) Владимир Пропп: от «морфологии» к «истории» (К 75-летию опубликования «Исторических корней волшебной сказки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vladimir-proppot-morfologii-k-istorii-k-75-letiyu-opublikovaniya-istoricheskih-korney-volshebnoy-skazki/viewer (дата обращения: 16.11.2023).

Леви-Стросс, К., (1985), Структурная антропология, М.: Главная редакция восточной литературы.

Мелетинский, Е.М. (1976), Поэтика мифа, М.: Наука.

Хюбнер, К. (1994), Критика научного разума, пер. с нем., М.: ИФРАН.

Понизовкина, И.Ф. (2017), Семиолог Р.Барт и социальный миф: современное прочтение, Вестник РЭУ им. Плеханова, № 1 (95), с. 190–197.

Гадамер, Х.-Г. (1991), Актуальность прекрасного, пер. с нем., М.: Искусство.

Ставицкий, А.В. (ред.) (2023), Миф в истории, политике, культуре, Севастополь: ФилиалМГУ.

Лиотар, Ж.-Ф. (1998), Состояние постмодерна, М.: Институт экспериментальной социологии.

Кулакова, Т.А., Лукьянова, Г.В.и Волкова, А.В. (2022), От экономического патернализма к цифровому контролю, Проблемы современной экономики, № 1 (81), с. 79–83.

Щедрина, И.О. (2023), Нарратив, интерес, мотивация: Л.И.Петражицкий vs Я.Э Голосовкер, Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Философия и конфликтология, т. 39, вып. 1, с. 81–91.

Будко, Д.А., Волкова, А.В. и Кулакова, Т.А. (2022), Цифровой вигилантизм: экономический ракурс, Проблемы современной экономики, № 1 (81), с. 83–87.

Фрейд, З. (2020), Психология масс и анализ человеческого «Я», М.: Академический проект.

Соколов, А.В. и Васильева, Д.А. (2023) Особенности медиалингвистических приемов контента политических субъектов в социальных сетях, в: Возможности и угрозы цифрового общества. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54698179 (дата обращения: 16.11.2023).


References

Cloudry, N. (2008), Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling, New Media & Society, vol. 10, no. 3, pp. 373–391.

Lundby, К. (ed.) (2009), Mediatization: consept, changes, consequences, New York: Peter Lang Publ.

Popova, O.V. (ed.) (2018), “Post-truth” politics and populism, St Petersburg: Skifia-print Publ. (In Russian)

Galanina, E.V. (2013), Myth as reality and reality as myth: mythological foundations of modern culture, Moscow: Akademiia estestvoznaniia Publ. (In Russian)

Kulakova, T.A. and Volkova, A.V. (2023), Digital sovereignty and political and administrative regimes, Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 39, iss. 1, pp. 92–105. (In Russian)

Alenko, S.N. and Lukash, A.V. (2023), Indoctrination of economic narratives for youth as a digital generational community through the Federal State Educational Standard for Higher Education 3+++, Tsifrovaia ekonomika, no. 1 (22), pp. 72–82. (In Russian)

Homo Narrans: Story-Telling in Mass Culture and Everyday Life, (1985), Journal of Communication, vol. 35 (4), pp. 90–108.

Kuznetsova, E.F. (ed.) (1994), Myths in art old and new: Historical and artistic monograph (after Rene Menard), St Petersburg: Lenizdat Publ. (In Russian)

Mozzhegorov, S.V. (2013), Methodological foundations of storytelling in the context of the study of personal narratives, Sotsiologiia: metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie (Sotsiologiia:4M), vol. 37, pp. 104–125. (In Russian)

Toynbee, A.J. (2011), Civilization before the court of history. World and the West, Moscow: AST Publ, Astrel’ Publ. (In Russian)

Fergusson, N. (2019), The Bitterness of War, M.: AST.Corpus Publ. (In Russian)

Barth, R. (1987), Introduction to the structural analysis of narrative texts, Foreign aesthetics and theory of literature of the 19th–20th centuries: Treatises, articles, essays, Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russian)

Gadamer, H.-G. (1991), What is truth, Filosofsko-literaturnyi zhurnal, iss. 1, pp. 30–37. (In Russian)

Poletta F., Chen, P., Gardner, B. and Motes, A. (2011), The Sociology of Storitelling, Annual Rewiew of Sociology, vol. 37, pp. 109–130.

Shenhay, S.R. (2005), Thin and thick narrative analysis, Narrattive Inguiry, vol. 15(1), pp. 75–99.

Cassirer, E. (1966), Technologies of modern political myths. Available at: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/pp/ppy_4/6.pdf (accessed: 16.11.2023). (In Russian)

Shestov, N.I. (2005), Political myth now and before, Moscow: Olma-Press Publ. (In Russian)

Shomova, S.A. (2016), From mystery to street art. Essays on cultural archetypes in political communication, Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ. (In Russian)

Shcherbinina, N.G. (1998), The heroic myth of totalitarian Russia, Tomsk: Pozitiv Publ. (In Russian)

Jung, K.-G. (1977), Man and his symbols, Moscow: Serebrianye niti Publ. (In Russian)

Efremova, L.V. (2020), scientific approach to mythology: “Poetics of Myth” by E.M.Meletinsky, Gumanitarnyi nauchnyi vestnik, vol. 10, pp. 188–191. Available at: http://naukavestnik.ru/doc/2020/10/Efremova.pdf (accessed: 16.11.2023). (In Russian)

Ellul, J. S.E. (2023), The phenomenon of propaganda, St Petersburg: Aletheia Publ. (In Russian)

Kuznetsov, N.V. (2011), Mind. Myth. Morality, St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Brockmeyer, J. and Harré, R. (2000), Narrative: the problems and promises of one alternative paradigm, Voprosy filosofii, vol. 3. pp. 29–42. (In Russian)

Neklyudov, S.Yu. (2021), Vladimir Propp: from “morphology” to “history” (To the 75th anniversary of the publication of “Historical roots of a fairy tale). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/vladimirpropp-ot -morfologii-k-istorii-k-75-letiyu-opublikovaniya-istoricheskih-korney-volshebnoy-skazki/viewer(accessed: 16.11.2023). (In Russian)

Lévi-Strauss, C. (1985), Structural Anthropology, Moscow: Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury Publ. (In Russian)

Meletinsky, E.M. (1976), The Poetics of Myth, Moscow: Nauka Publ. (In Russian).

Hübner, K. (1994), A Critique of Scientific Reason, transl. from Gewrman, Мoscow: IFRAN Publ.(In Russian)

Ponizovkina, I.F. (2017) Semiologist R.Barth and social myth: modern reading, Vestnik REU im. Plekhanova, no. 1 (95), pp. 190–197. (In Russian)

Gadamer, H.-G. (1991), The relevance of beauty, Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Stavitsky, A. V. (ed.) (2023), Myth in history, politics, culture, Sevastopol: Filial MGU Publ. (In Russian)

Lyotard, J.-F. (1998), The state of postmodernity, Moscow: Institut eksperimental’noi sotsiologii Publ. (In Russian)

Kulakova, T.A., Lukyanova, G.V. and Volkova, A.V. (2022), From economic paternalism to digital control, Problemy sovremennoi ekonomiki, no. 1 (81), pp. 79–83. (In Russian)

Shchedrina, I.O. (2023), Narrative, interest, motivation: L.I.Petrazhitsky vs Ya.E Golosovker, Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 39, iss. 1, pp. 81–91. (In Russian)

Budko, D.A., Volkova, A.V. and Kulakova, T.A. (2022), Digital vigilantism: an economic perspective, Problemy sovremennoi ekonomiki, no. 1 (81), pp. 83-87. (In Russian)

Freud, Z. (2020), Psychology of the masses and analysis of the human “I”, Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Sokolov, A.V. and Vasilyeva, D.A. (2023) Features of media linguistic techniques of content of political subjects in social networks, in: Vozmozhnosti i ugrozy tsifrovogo obshchestva. Materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Iaroslavl’. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54698179 (accessed: 16.11.2023). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Кулакова, Т. А., & Волкова, А. В. (2024). О методологических основаниях сторителлинга как технологии управления массовым сознанием. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 294–308. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.210

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)