Религиозный гносис в христианской и мусульманской традициях средневековой эпохи

Авторы

  • Ольга Васильевна Чистякова Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
  • Мухаммед Матем Аль-Джанаби Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
  • Нур Серикович Кирабаев Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.113

Аннотация

Современный мир культурно и религиозно многообразен и различен, зачастую противоречив, не всегда понятен, иногда даже угрожающе немиролюбив в восприятии людей, относящихся к различным социокультурным и цивилизационным сообществам. В данной статье представлен компаративный философский анализ гносеологических концепций греко-византийских Отцов Церкви и мыслителей арабо-мусульманской культуры средневековой эпохи. На основе первоисточников святоотеческой христианской литературы и исламского суфизма авторы рассматривают выработанные этими традициями средства и практические методы богопознания, объединенные возвышающим и преображающим человека мистико-личностным восхождением к Творцу. Процесс постижения Бога показан как путь самопознания и саморазвития, как духовно-нравственный (обóживающий) подъем и особое религиозно-экстатическое, индивидуальное единство с Ним. В данном контексте выведены основные гносеологические принципы религиозно-мистического учения суфизма «золотого периода» ислама и христианского монастицизма раннехристианской эпохи. Эти принципы помогают понять, как транслируется обществу сакральная информация, и позволяют установить взаимодействие людей различных этнических культур и вероисповеданий на основе общих ценностей и моральных норм. Особое внимание авторов статьи уделяется анализу концепций внутреннего «вдения душой» Творца в суфизме (учение о фана’) ал-Газали и духовного единения с Богом посредством восприятия нетварного света Симеона Нового Богослова в христианстве. Авторы придерживаются теоретической позиции, что именно религиозный гносис на основе философско-антропологических идей позволяет говорить о близости христианства и ислама, и частично преодолевают установившиеся в общественной науке стереотипы о противоречии между этими религиями.

Ключевые слова:

христианство, ислам, восточная патристика, философия Византии, арабская философия, суфизм, фана’, нетварный свет, обóжение, аскеза, Ал-Газали, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 26–57.

Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Лавры, 1908. 273 с.

Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия // Православная энциклопедия «Азбука веры». 2019. URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/15 (дата обращения: 26.01.2019).

Ал-Газали. Al-Munqidh min al-dalal. Избавляющий от заблуждения // Суфизм.ру. URL: http://www.sufizm.ru/lib/gasali/izbavlaet/9/ (дата обращения: 26.01.2019)

Ал-Газали. Ихйа улум ад-дин. Оживление религиозных наук. Бейрут: изд. аль-Марифа, б.г. Т. 3.418 c.

Симеон Новый Богослов. Божественные гимны // Симеон Новый Богослов. Творения: в 3 т. Сергиев Посад: Тип. И. И. Иванова, 1917. Т. 3. 280 с.

Максим Исповедник. Мистагогия // Исихазм. 2019. URL: http://www.hesychasm.ru/library/max/maximus_myst.htm (дата обращения: 26.01.2019).

References

Khoruzhii, S. S. (1991), “Filosofskii protsess v Rossii kak vstrecha filosofii i pravoslaviia” [Philosophical Process in Russia as a Meeting of Philosophy and Orthodoxy], Voprosy filosofii, no. 5, pp. 26–57.

Ioann Lestvichnik (1908), Lestvitsa [The Ladder of Divine Ascent], Tipografiia Sviato-Troitskoi Lavry, Sergiev Posad, Russia.

Maksim Ispovednik (1993), “Umozritel’nye i deiatel’nye glavy, vybrannye iz semisot glav Grecheskogo Dobrotoliubiia” [Speculative and Actionable Chapters selected from selected from seven hundred chapters of Philocalia], in Pravoslavnaia entsiklopediia ”Azbuka very” [“ABC of Faith” The Orthodox encyclopedia], available at: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/15 (Accessed 26 January 2019).

Al-Ghazali (1960), Al-Munqidh min al-dalal. Izbavliaiushchii ot zabluzhdeniia [Deliverance from Error], available at: http://www.sufizm.ru/lib/gasali/izbavlaet/9/ (Accessed 26 January 2019).

Al-Ghazali (s. a.), Iḥiyāʾ ʿulūm ad-dīn. Ozhivlenie religioznykh nauk [The Revival of the Religious Sciences], vol. 3, al’-Marifa Publ., Bejrut, Lebanon.

Simeon Novyi Bogoslov (1917), “Bozhestvennye gimny” [Hymns of Divine Eros], in Simeon Novyi Bogoslov, Tvoreniia [Writings], in 3 vols., vol. 3. Tipografiia I. I. Ivanova, Sergiev Posad, Russia.

Maxim Ispovednik (1993), Mistagogiia. [Mystagogy], in Maxim Ispovednik, Tvoreniia [Writings], available at: http://www.hesychasm.ru/library/max/maximus_myst.htm (Accessed 26 January 2019).

Загрузки

Опубликован

29.03.2019

Как цитировать

Чистякова, О. В., Аль-Джанаби, М. М., & Кирабаев, Н. С. (2019). Религиозный гносис в христианской и мусульманской традициях средневековой эпохи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 159–174. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.113