Сознание Другого в феноменологической и постаналитической философии

Авторы

  • Борис Васильевич Марков Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.305

Аннотация

В статье обсуждается проблема познания внутреннего опыта других людей. Язык как система социальных кодов не всегда пригоден для описания индивидуальных переживаний. Поэтому феноменология и герменевтика опираются на эмпатию — сопереживание. Но таким образом на место одного непостижимого ставится другое. Помимо невыразимости, внутренний опыт другого ставит перед аналитиком и иные проблемы. Интерес к внутреннему опыту в философии был вызван поисками непосредственно данного, обладающего свойством истинности. Опора на непосредственное знание оказывается общей для самых разных эпистемологических программ и, в частности, точкой встречи феноменологии и аналитической философии. Р. Карнап как данное рассматривал своеобразные «эпистемологические атомы», из которых должна быть логически построена система знания. М. Шлик критерием значимости теоретических высказываний считал верификацию, посредством которой они выводятся или сводятся к непосредственным данным. У Гуссерля открытие истины связывается с очевидностью, и интеллектуальная интуиция постигает предмет так, как он показывает сам себя. Тщательное систематическое сравнение феноменологической и аналитической философии сознания трудно реализовать, скорее всего, потому, что они используют разные и не сводимые друг к другу языки. Это объясняет, почему феноменология и герменевтика претендуют на статус методологии и философии гуманитарных наук, а аналитическая философия ориентирована по преимуществу на естественнонаучное знание. Между тем у них все же есть точки соприкосновения при исследовании таких характеристик сознания, как самоочевидность, непропозициональность и интенциональность. Вопреки сложившемуся представлению о противоположности феноменологической и эмпиристской программ обоснования знания в постаналитической философии ассимилируется феноменологическая техника анализа сознания. Социальные установки и культурные предпосылки образуют внешний контекст, в рамках которого осуществляются акты сознания. Благодаря общим нормам и правилам, обеспечивающим социальный порядок, возможна коммуникация Я и Другого.

Ключевые слова:

Другой, внутренний опыт, самоочевидность, феноменология, аналитическая философия, коммуникация Я и Другого

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislerhe. Berlin: Springer, 1925. 350 S.

2. Райл Г. Понятие сознания / пер. с англ. М.: ДИК, 1999. 408 с.

3. Гуссерль Э. Логические исследования / пер. с нем. M. : Академический проект, 2011. Т. 2. 562 с.

4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / пер. с нем. М.: ДИК, 1999. 336 с.

5. Гуссерль E., Деррида Ж. Начала геометрии / пер. с англ. М.: Ad Marginem, 1996. 269 p.

6. Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Leipzig: F. Meiner, 1924. 364 S.

7. Chisholm R. The First Person. An Essay on Reference and Intentionality. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1981. 324 p.

8. Чуешов В. И. Языки философии / под ред. Б. В. Маркова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 148–156.

9. Nagel Th. The View from Nowhere. Oxford: Oxford University Press, 1986. 358 p.

10. Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории / пер. с англ. М.: URSS, Либроком, 2013. 512 с.

11. Плесснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / пер.с нем. M. : РОССПЭН, 2004. 368 с.

References

1. Schlick, M. (1925), Allgemeine Erkenntnislerhe, Springer, Berlin, 350 S.

2. Ryle, G. (1999), The concept of Mind, trans. from eng., DIK Publ., Moscow, 408 p. (In Russian)

3. Husserl, E. (2011), Logical studies, vol. 2, Akademicheskii proekt Publ., Moscow, 562 p. (In Russian)

4. Husserl, E. (1999), Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy, trans. from germ., DIK Publ., Moscow, 336 p. (In Russian)

5. Husserl, E. and Derrida, J. (1996), Beginning geometry, trans. from eng., Ad Marginem Publ., Moscow, 269 p. (In Russian)

6. Brentano, F. (1924), Psychologie vom empirischen Standpunkt, F. Meiner, Leipzig, 364 S.

7. Chisholm, R. (1981), The First Person. An Essay on Reference and Intentionality, University of Minnesota Press, Minneapolis, 324 p.

8. Chueshov, V. (2009), Languages of philosophy, ed. by Markov, B. V., St. Petersburg University Press, St. Petersburg, pp. 148–156. (In Russian)

9. Nagel, Th. (1986), The View from Nowhere, Oxford University Press, Oxford, 358 p.

10. Chalmers, D. (2013), The Conscious Mind. In Search of a Fundamental Theory, URSS Publ., Librokom Publ., Moscow, 512 p. (In Russian)

11. Plessner, H. (2004), Stages of the organic and the man: an introduction to philosophical anthropology, trans. from germ., ROSSPEN Publ., Moscow, 368 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.09.2019

Как цитировать

Марков, Б. В. (2019). Сознание Другого в феноменологической и постаналитической философии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 447–460. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.305

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>