М. Лифшиц, Г. Лукач и теория эстетического отражения

Авторы

  • Владимир Михайлович Камнев Санкт-Петербургский государственный университет
  • Лолита Сергеевна Камнева Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.410

Аннотация

М. Лифшиц и Г. Лукач известны как авторы абсолютно оригинальной концепции познавательной силы искусства. В основе этой концепции лежала теория отражения, у которой со временем сложилась репутация одного из наиболее косных и догматических аспектов философии марксизма в целом. Нередко такая негативная репутация теории отражения сказывается и на общем отрицательном отношении к эстетике М. Лифшица и Г. Лукача. Однако на самом деле эта теория получила у них весьма оригинальную интерпретацию. Во-первых, они всегда подчеркивали тот факт, что теория отражения является не марксистским изобретением, а представляет собой итог длительного развития классической традиции философского и эстетического мышления. Во-вторых, само отражение ни в коей мере нельзя понимать как фотографическое копирование реальности. Важное значение имеет то обстоятельство, что теория эстетического отражения является обоснованием объективного характера искусства, обоснованием реализма как высшего художественного метода познания реальности. В то же самое время эта теория выступает как методологический инструмент критики модернизма в искусстве. Внимательное изучение теории эстетического отражения М. Лифшица и Г. Лукача позволяет выявить определенные следствия, которые в силу различных причин остались только подразумеваемыми в их текстах. Так, например, утверждение, что реализм является высшим методом художественного познания, позволяет понять отрицательное отношение М. Лифшица и Г. Лукача к искусству социалистического реализма. Весьма любопытной может оказаться историко-эстетическая реконструкция квалификации такого феномена искусства XX в., как магический реализм, и его диспозиции в ключевом для эстетики М. Лифшица и Г. Лукача противопоставлении реализма и модернизма. 

Ключевые слова:

эстетическое отражение, реализм, модернизм, социалистический реализм, магический реализм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Быстров, В. Ю. и Камнев, В. М. (2019), Вульгарный социологизм: история концепта, Социологическое обозрение, № 3, с. 286–308.

2. Лукач, Д. (1986), Своеобразие эстетического, т. 2, М.: Прогресс.

3. Лифшиц, М. А. (1979), К спорам о реализме, в Лифшиц, М. А., Мифология древняя и современная, М.: Искусство, с. 498–545.

4. Лифшиц, М. А. (2011), Письмо В. Досталу. 26 ноября 1963 г., в Лифшиц, М., Письма В. Досталу, В. Арсланову, М. Михайлову. 1959–1983, М.: Grundrisse, с. 39–45.

5. XI.1965. Сообщение советского посла в ВНР тов. Денисова Г. А. «О готовящемся юбилее известного литературоведа и эстетика Г. Лукача» (2011), в Мих. Лифшиц и Д. Лукач. Переписка. 1931–1970 гг., М.: Grundrisse, с. 166–169.

6. Гугнин, А. А. (1998), Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления, М.: Научный центр славяно-германских исследований ИСРАН.

7. Кислицын, К. Н. (2011), Магический реализм, Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 274–277.

8. Лифшиц, М. А (2009), Заметки о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в Лифшиц, М. А., Почему я не модернист?, М.: Искусство-XXI век, с. 552–565.

References

1. Bystrov, V. and Kamnev, V. (2019), Vulgar sociologism: history of concept, Sociological Review, no. 3, pp. 286–308. (In Russian)

2. Lukács, G. (1986), The specific of aesthetic, vol. 2, Moscow: Progress Publ. (In Russian)

3. Lifshitz, M. (1979), To debats on realism, in Lifshitz, M., Ancient and modern mythology, Moscow: Art Publ., pp. 498–545. (In Russian)

4. Lifshitz, M. (2011), Letter to V. Dostal, in Lifshitz, M., Letters to V. Dostal, V. Arslanov, M. Michailov. 1959–1983, Moscow: Grundrisse Publ., pp. 39–45. (In Russian)

5. XI.1965. Information of soviet ambassador Denisov G. about the preparing jubilee of famous literary critic and aesthetic G. Lukács (2011), in Lifshitz M. and Lukács G. Correspondence. 1931–1970, Moscow: Grundrisse Publ., pp. 166–169. (In Russian)

6. Gugnin, A. (1998), Magical realism in context of literature and art of XX century: phenomenon and soma ways of it’s comprehension, Moscow: Scientific centre of Slavic and German researches Publ. (In Russian)

7. Kyslitsin, K. (2011), Magical realism, Knowledge. Comprehension. Ability, no. 1, pp. 274–277. (In Russian)

8. Lifshitz, M. (2009), Notes on Mich. Bulgakov novel “The Master and Margarita”, in Lifshitz, M., Why I am not a modernist?, Moscow: Art-XXI century Publ., pp. 552–565 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Камнев, В. М., & Камнева, Л. С. (2020). М. Лифшиц, Г. Лукач и теория эстетического отражения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4), 721–730. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.410

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)