М. Лифшиц, Г. Лукач и теория эстетического отражения
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.410Аннотация
М. Лифшиц и Г. Лукач известны как авторы абсолютно оригинальной концепции познавательной силы искусства. В основе этой концепции лежала теория отражения, у которой со временем сложилась репутация одного из наиболее косных и догматических аспектов философии марксизма в целом. Нередко такая негативная репутация теории отражения сказывается и на общем отрицательном отношении к эстетике М. Лифшица и Г. Лукача. Однако на самом деле эта теория получила у них весьма оригинальную интерпретацию. Во-первых, они всегда подчеркивали тот факт, что теория отражения является не марксистским изобретением, а представляет собой итог длительного развития классической традиции философского и эстетического мышления. Во-вторых, само отражение ни в коей мере нельзя понимать как фотографическое копирование реальности. Важное значение имеет то обстоятельство, что теория эстетического отражения является обоснованием объективного характера искусства, обоснованием реализма как высшего художественного метода познания реальности. В то же самое время эта теория выступает как методологический инструмент критики модернизма в искусстве. Внимательное изучение теории эстетического отражения М. Лифшица и Г. Лукача позволяет выявить определенные следствия, которые в силу различных причин остались только подразумеваемыми в их текстах. Так, например, утверждение, что реализм является высшим методом художественного познания, позволяет понять отрицательное отношение М. Лифшица и Г. Лукача к искусству социалистического реализма. Весьма любопытной может оказаться историко-эстетическая реконструкция квалификации такого феномена искусства XX в., как магический реализм, и его диспозиции в ключевом для эстетики М. Лифшица и Г. Лукача противопоставлении реализма и модернизма.
Ключевые слова:
эстетическое отражение, реализм, модернизм, социалистический реализм, магический реализм
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.