Political identity and national memory: The conflict of contemporary political narratives

Авторы

  • Константин Федорович Завершинский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Александр Иванович Корюшкин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Анджей Чайовски Вроцлавский университет, Польша, 50-137, Вроцлав, Университетская пл., 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.107

Аннотация

В статье исследуются место и  роль политических нарративов национальной памяти в  процессе политической идентификации современных политических сообществ. Приоритетной исследовательской стратегией авторов является современный культурсоциологический анализ политических феноменов, который позволяет интерпретировать процесс политической идентификации в методологическом контексте динамики символических структур национальной памяти. Умножение таких коммуникативных практик, как story-telling, политический перфоманс, постфактическая политика, политической имаджинерии (imaginary), обостряет проблему политической идентификации и ее нарративного оформления в современном обществе и стимулирует расцвет националистических, популистских и этнополитических дискурсов, в связи с чем возрастает значимость теоретической реконструкции национальных кодексов идентификации политических сообществ и прогнозирования символических контуров нового, более устойчивого нарратива национальной идентичности на основе кодексов солидарного гражданского патриотизма. Важную роль в исследовании политической идентификации современных политических сообществ играет изучение влияния символических конфигураций профилей легитимации национальной памяти на специфику базовых политических нарративов и дискурс патриотизма как семантического ядра национальной идентичности. При этом ядром символического кодирования национальных сообщества являются «большие» политические нарративы и символические коды, предполагающие доминирование гражданского кода. Описание профилей легитимации национальной памяти предполагает исследование конфликтной динамики символических контуров национальной памяти, включающей разнообразные конкурирующие смысловые компоненты (образы прошлого, политические характеристики элит, типологию героического, представления о долге, вине и ответственности, приоритетные стратегии и практики борьбы с «врагами»), определяющие характер возникновения и умножения конфликтов идентичностей. Используя методологические посылки культур-социологического анализа динамики современных политических культур как символических форм национальной памяти, авторы предлагают новые теоретические подходы к изучению процесса политической идентификации и конфликтов базовых политических нарративов в реалиях современных политических коммуникаций.

Ключевые слова:

политическая идентификация, политические нарративы и политический story-telling, национальная память, профили легитимации национальной памяти, патриотические дискурсы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Filippov, A. (2015), Mobility and solidarity. The second article, in: Ban’kovskaya, S. (ed.), Sociologia: Nabludeniia, Opyty, Perspektivy, vol. 2, St Petersburg: Vladimir Dal’, pp. 231–260. (In Russian)

Gill, G. (2011), Symbols and Legitimacy in Soviet Politics, New York: Cambridge University Press.

Smith, P. (2005), Why War? The Cultural Logic of Iraq, the Gulf War, and Suez, Chicago: The University of Chicago Press.

Fuksas, V., Gökay B. (2019), The Disintegration of Euro-Atlanticism and New Authoritarianism. Global Power-Shift, Cham: Springer.

Beck, U. (2006), Cosmopolitan Vision, Cambridge: Polity Press.

Krastev, I. (2020), Is It Tomorrow Yet? Paradoxes of the Pandemic, London: Рenguin.

Nadesan, M. (2008), Governmentality, Biopower, and Everyday Life, New York: Routledge.

Eisenstadt, S. and Giesen, B. (1995), The construction of collective identity, European Journal of Sociology, vol. 36 (1), pp. 72–102.

Giesen, B. (2004), Noncontemporaneity, asynchronicity and divided memories, Time & Society, vol. 13 (1), pp. 27–40.

Luhmann, N. (1991), Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie, 4. Aufl., Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Poletta, F. and Callahan, J. (2016), Deep stories, nostalgia narratives, and fake news: Storytelling in the Trump era, in: Mast, J. and Alexander, J. (eds), Politics of Meaning/Meaning of Politics: Cultural Sociology of the 2016 US Presidential Election, Cham: Palgrave Macmillan, pp. 55–71.

Mackert, J. (2019), ‘We the people’: Liberal and organic populism, and the politics of social closure, in: Fitzi, G., Mackert, J. and Turner, B. (eds), Populism and the Crisis of Democracy, vol. 1: Concepts and Theory, New York: Routledge, pp. 91–108.

Luhmann, N. (1998). Die Gesellschaft der Gesellschaft, 1. Bd, Frankfurt am Main: Suhrkamp

Luhmann, N. (2017). Die Realitat der Massenmedien, 5. Aufl, Wiesbaden: Springer.

Luhmann, N. (2006), Differentiation, Moscow: Logos (In Russian)

Alexander, J. (2012), Iconic power and performance: The role of the critic, in: Alexander, J., Bartmański, D. and Giesen, B. (eds), Iconic Power. Materiality and Meaning in Social Life, New York: Palgrave Macmillan, pp. 25–39.

Bottici, C. (2014), Imaginal Politics: Images Beyond Imagination and the Imaginary, New York: Columbia University Press.

Bottici, C. (2019), Imagination, imaginary, imaginal: Towards a new social ontology?, Social Epistemology, vol. 33 (5), pp. 433–441.

Filippov, A. (2015), Sensuousness and mobilization. To the issue of political esteziology, in: Ban’kovskaya, S. (ed.), Sociologia: Nabludeniia, Opyty, Perspektivy, vol. 2, St Petersburg: Vladimir Dal’, pp. 134–155. (In Russian)

Filippov, A. (2015), Constructing the past in the process of communication, in: Ban’kovskaya, S. (ed.), Sociologia: Nabludeniia, Opyty, Perspektivy, vol. 2, St Petersburg: Vladimir Dal’, pp. 7–62. (In Russian)

Alexander, J. (2009), Democratic struggle for power: presidential campaign in the USA of 2008, Vestnik MGIMO-Universiteta, no. 1 (4), pp. 61–72. (In Russian)

Alexander, J. (2006), Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy, in: Alexander, J., Giesen, B. and Mast, J. (eds), Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 29–89.

Olick, J. (2016), The Sins of the Fathers: Germany, Memory, Method, Chicago: The University of Chicago Press.

Alexander, J. (2012), Trauma: A Social Theory, Malden: Polity Press.

Assmann, A. (2006), Memory, individual and collective, in: Goodin, R. and Tilly, C. (eds), The Oxford Handbook of Contextual Political Analysis, New York: Oxford University Press, pp. 210–226.

Assmann, A. (2017). The time is out of joint? Rise and fall of the temporal regime of modernity, Rus. ed., transl. by Khlebnikov, B. and Timofeev, D., Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Giesen, B. (2004), Triumph and Trauma, Boulder: Paradigm Publishers

Putin, V. (2016), Meeting with the active members of the Leaders’ Club on February 3, 2016. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51263 (accessed: 25.01.22). (In Russian)

Huddy, L. and Khatib, N. (2007), American patriotism, national identity, and political involvement, American Journal of Political Science, vol. 51 (1), pp. 63–77.

Sable, B., Torres, A. (2018), Patriotism, cosmopolitanism and civic virtue: Trumpians and Trumpism, in: Sable, M. and Torres, A. (eds), Trump and Political Philosophy: Patriotism, Cosmopolitanism, and Civic Virtue, Cham: Springer, pp. 1–22.

Nussbaum, M. (2019), The Cosmopolitan Tradition: A Noble but Flawed Ideal, Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press.

Bar-Tal, D. and Staub, E. (eds) (1997), Patriotism in the Life of Individuals and Nations, Chicago: Nelson-Hall.

Bar-Tal, D. (1993), Patriotism as fundamental beliefs of group members, Politics and Individual, vol. 3 (2), pp. 45–61.

Bar-Tal, D. and Telichman, Y. (2005), Stereotypes and Prejudice in Conflict, New York: Cambridge University Press.

Eisenstadt, S. (2002), The continual reconstruction of multiple modem civilizations and collective identities borderlines in a globalized world, in: Preyer, G. and Bös, M. (eds), New Perspectives in Sociology of the World-System, Dordrecht: Springer, pp. 3–12.

Giesen, B. (2013), Ambivalent representations and fragile boundaries: Heroes, victims, perpetrators, in: Salvatore, A., Schmidtke, O. and Trenz, H. (eds), Rethinking the Public Sphere through Transnationalizing Processes in Europe and Beyond, New York: Palgrave Macmillan, pp. 75–90.

Filippov, A. (2015), Mobility and Solidarity. Article 1, in: Ban’kovskaya, S. (ed.), Sociologia: Nabludenia, Opiti, Perspektivi, vol. 2, St Petersburg: Vladimir Dal’, pp. 207–230 (in Russian)

Alexander, J. (2010), The Performance of Politics: Obama’s Victory and the Democratic Struggle forPower, New York: Oxford University Press.

Загрузки

Опубликован

16.06.2022

Как цитировать

Завершинский, К. Ф., Корюшкин, А. И., & Чайовски, А. (2022). Political identity and national memory: The conflict of contemporary political narratives. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(1), 82–93. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.107