Генезис искусства и цифровая эра

Авторы

  • Александр Самойлович Дриккер Санкт-Петербургский государственный университет
  • Евгений Анатольевич Маковецкий Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.310

Аннотация

Тотальный перевод культурного наследия в цифровую форму остро ставит вопрос о месте искусства в цифровую эру. Поиск ответа строится на основе предлагаемой эволюционной модели генезиса искусства. Рубежи культурных исторических эпох характеризуются сменой ведущих видов искусства. Становление вида искусства жестко связано с внедрением новых носителей информации и способов кодирования. Постоянный рост многообразия жанров и носителей завершается с появлением дисплея. Явление универсального цифрового носителя должно отражаться энергичной реконструкцией художественного мира, но рождение новых искусств задерживается. Более того, актуальной становится проблема самого бытия / небытия искусства. При этом параллельно с элиминацией словесности совершается виртуальное развоплощение предметной пластики. Возможно, искусство бесповоротно отказывается от языка чувственно-телесного, но более продуктивным видится предположение, что такой неожиданной лексикой оно пытается напрямую пробиться к человеку. Цель искусства — расширение пространства сознания. Цифровую эру отличают возможности удивительно трансформировать это пространство. Оцифровка произведения имеет очевидное базисное сходство с физиологическим процессом свертки сенситивного сигнала в глубинных отделах мозга. А машинные диполи и нейронные синапсы представляют собой бинарные устройства, описываемые двоичными символами. Переведенное в цифру произведение можно рассматривать как проекцию определенной нейронной конфигурации, что складывалась в глубинах сознания и раскрывалась в образной форме. Вероятные перспективы получения не проекции, но многомерного цифрового отображения и потенциальные возможности психики адекватно расшифровать его обещают цельное прочтение произведения, более плотный контакт адресата с автором. На го-ризонте путь к синтезу образов, выходящих за грань привычных форм и ощущений. А непредставимые ныне классы чувств способны порождать резонирующие «виды и жанры». Угрожая способам привычного чувственного восприятия, но способствуя освобождению духа, развоплощение художественных произведений обещает принципиально новую стадию генезиса искусства, иной уровень творчества и восприятия.

Ключевые слова:

эволюция, виды искусства, носитель информации, цифровой код, развоплощение, виртуальность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Шпенглер, О. (1993), Закат Европы, М.: Искусство.

2. Тэн, И. (1996), Философия искусства, М.: Республика.

3. Дриккер, А. С. (2000), Эволюция культуры: информационный подход, СПб.: Академический проект.

4. Платон (1993), Федр, в Платон, Собрание сочинений, в 4 т., т. 2, под ред. Лосева, А. Ф. и Асмуса, В. Ф., Тахо-Годи, А. А., М.: Мысль.

5. Тойнби, А. (2010), Постижение истории. Избранное, М.: Айрис-Пресс.

6. Вирильо, П. (2004), Машина зрения, СПб.: Наука.

7. Шиллер, Ф. (1957), Письма об эстетическом воспитании человека, в Шиллер, Ф., Собрание сочинений, в 7 т., т. 6, М.: Художественная литература, с. 251–358.

8. Бердяев, Н. А. (2004), Судьба России. Кризис искусства, М.: КАНОН+, ОИ «Реабилитация».

9. Buden, B. (2009), Art after the end of society, Maska, no. 121–122, pp. 24–37.

10. Вейдле, В. (1996), Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества, СПб.: Axiōma.

11. Danto, А. (1996), After the End of Art, Princeton: Princeton University Press.

12. Kosuth, J. (1991), Art after Philosophy and After, in Kosuth, J., Collected Writings 1966–1990, Cambridge, Mass: MIT Press, pр. 13–32.

13. Дриккер, А. С. и Маковецкий, Е. А. (2017), Язык числа, Человек, № 4, с. 173–181.

14. Маклюэн, М. (2003), Понимание медиа: внешние расширения человека, М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле.

15. Greenberg, C. (2003), Late Writings, ed. by Morgan, R. C., St. Paul: University of Minnesota Press, 2003.

16. Малевич, К. С. (б. г.), От кубизма к супрематизму, Пг.: Отдел изобразительных искусств Наркомпроса.

17. Кандинский, В. (2004), Точка и линия на плоскости, СПб.: Азбука-классика.

18. Станиславский, К. С. (1957), Работа актера над ролью, в Станиславский, К. С., Собрание сочинений, в 8 т., т. 4, М.: Искусство.

19. Поршнев, Б. Ф. (2007), О начале истории, СПб.: Алетейя.

20. Крамер, С. (1965), История начинается в Шумере, М.: Наука.

21. Сальникова, Е. В. (2012), Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века, М.: Прогресс-Традиция.

22. Лем, С. (2012), Сумма технологий, М.: АСТ.

23. Яковлева, Л. Ю. (2018), Медиаэстетика дигитальности, Критика цифрового разума, под ред. Савчука, В. В., СПб.: Центр медиафилософии Института философии СПбГУ.

24. Whitehead, A. N. (1929), Process and Reality, Cambridge: Macmillan Co.

25. Parisi, L. and Potanova, S. (2012), Soft thought (in architecture and choreography), Computational Culture. A Journal of Software Studies, no. 1. URL: http://computationalculture.net/soft-thought/ (дата обращения: 11.07.2020).

References

1. Spengler, O. (1993), The Decline of the West, transl. by Svasyan, K., Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

2. Taine, H. (1996), The Philosophy of Art, transl. by Chudinov, A., Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

3. Drikker, A. (2000), Evolution of culture: information approach, St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

4. Plato (2002), Phaedrus, transl. by Egunov, A., Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

5. Toynbee, A. (2010), A Study of History, transl. by Zarkov, E., Moscow: Airis-Press Publ. (In Russian)

6. Virilio, P. (2004), The Vision Machine, transl. by Shestakov, A. V., St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

7. Schiller, F. (1957), On the Aesthetic Education of Man in a Series of Letters, transl. by Radlov, E., Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

8. Berdyaev, N. (2004), Fate of Russia. Art crisis, Moscow: KANON+, OI «Reabilitatsiia» Publ. (In Russian)

9. Buden, B. (2009), Art after the end of society, Maska, no. 121–122, pp. 24–37. (In Russian)

10. Veydle, V. (1996), Art Dying: Reflections about the Fate of Literary and Art Creativity, St. Petersburg: Axiōma Publ. (In Russian)

11. Danto, А. (1996), After the End of Art, Princeton, NJ: Princeton University Press.

12. Kosuth, J. (1991), Art after Philosophy and After, in Kosuth, J. Collected Writings 1966–1990, Cambridge, Mass.: MIT Press, pр. 13–32.

13. Drikker, A. and Makovetsky, E. (2017), Language of Number, Chelovek, no. 4, pp. 173–181.

14. McLuhan, M. (2003), Understanding Media: The Extensions of Man, transl. by Nikolaev, V., Moscow, Zhukovskii: KANON-press-Ts, Kuchkovo pole Publ. (In Russian)

15. Greenberg C. (2003), Late Writings, ed. by Morgan, R. C., St. Paul, Minnesota: University of Minnesota Press.

16. Malevich, K. (without year), From cubism to suprematism, Petrograd: Otdel izobrazitel’nykh iskusstv Narkomprosa Publ. (In Russian)

17. Kandinskiy, V. (2004), A point and a line on plane, St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (In Russian)

18. Stanislavskiy, K. (1957), Work of an actor on role, in Stanislavskiy, K., Collected works, in 8 vols., vol. 4, Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

19. Porshnev, B. (2007), About the beginning of human history, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

20. Kramer, S. (1965), History Begins at Sumer, transl. by Mendelson, F., Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

21. Salnikova, E. (2012), Phenomenon of visual. From ancient sources by the beginning of the 21 st century, Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)

22. Lem, S. (2012), Summa Technologiae, transl. by Gromov, A. and others, Moscow: AST Publ. (In Russian)

23. Yakovleva, L. (2018), Digitalnost of madiaesthetics, in Savchuk, V. V. (ed.), Critique of the digital mind, St. Petersburg: Tsentr mediafilosofii Instituta filosofii SPbGU Publ. (In Russian)

24. Whitehead A. (1929), Process and Reality, Cambridge, Mass.: Macmillan Co.

25. Parisi, L. and Potanova, S. (2012), Soft thought (in architecture and choreography), Computational Culture. A Journal of Software Studies, no. 1. Available at: http://computationalculture.net/soft-thought/ (accessed: 11.07.2020).

Загрузки

Опубликован

30.09.2020

Как цитировать

Дриккер, А. С., & Маковецкий, Е. А. (2020). Генезис искусства и цифровая эра. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(3), 539–552. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.310