Трактат Гермарха «Против Эмпедокла» и спор эпикурейцев и стоиков о возникновении морали
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.315Аннотация
В статье анализируется теория происхождения морали, изложенная эпикурейцем Гермархом в трактате «Против Эмпедокла» (Porph. De abstin. I, 7–12). Автор подвергает сомнению устоявшуюся точку зрения о том, что Гермарх, критикуя Эмпедокла, на самом деле подразумевал критику современных ему философских школ и полемизировал не с пифагорейцами и последователями Эмпедокла, а со стоиками, которые не назывались, но имелись им в виду. Автор отмечает наличие целого ряда противоречий и затруднений как исторического, так и философского характера, свидетельствующих о невозможности введения термина oikeiōsis ранними стоиками. Исследуя перипатетическую и эпикурейскую традиции употребления терминов, близких к понятию oikeiōsis, автор высказывает мнение, что оно было введено Гермархом для объяснения запрета убийства человека человеком, а стоик Хрисипп, критикуя в своем сочинении «О конечной цели» учение эпикурейцев о стремлении к наслаждению как первом побуждении человека, позаимствовал этот эпикурейский термин для своей теории происхождения морали (Diog. Laert. VII, 85). Подобное «перехватывание», или переинтерпретация, понятий — довольно распространенный прием, использовавшийся стоиками в полемике против эпикуреизма. У Гермарха, в отличие от стоиков, которые понимали oikeiōsis исключительно в контексте возникновения индивидуального самосознания и чувства самосохранения, речь идет о социальном значении oikeiōsis, которое описывает восприятие людьми друг друга внутри человеческого сообщества и показывает невозможность такого отношения к живым существам вне этого сообщества (к животным). Позже термин oikeiōsis стал считаться стоическим, а его создание приписали Зенону.
Ключевые слова:
Гермарх, эпикуреизм, oikeiōsis, стоицизм, Хрисипп, Цицерон, происхождение морали, учение о «первом стремлении»
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.