ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ*

  • Георгий Петрович Артёмов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфических способов обоснования представителями различных профессиональных сообществ своих ценностных приоритетов. Рассматриваются три типа легитимации ценностей — традиционный, эмоциональный и рациональный, которые отличаются способом обоснования личного убеждения в приоритетности одних жизненных це- лей перед другими, противоположными жизненными целями. Эти типы являются идеальными конструкциями, которые в различных сочетаниях используют представители профессиональ- ных сообществ для оправдания своего ценностного выбора. В процессе интеграции в сообще- ство индивиды вынуждены выбирать между разнородными жизненными целями, причем пер- сональное оправдание и обоснование ценностного выбора является отражением коллективно- го оправдания того специфического набора ценностных приоритетов, который отличает одно профессиональное сообщество от другого. На основе обобщения количественных и качествен- ных данных в статье выявляются характерные для конкретных профессиональных сообществ комбинации различных способов обоснования приоритетных жизненных целей. Анализ эм- пирических данных позволил установить, что представителям различных профессиональных сообществ присущи специфические для этих сообществ структуры ценностных приоритетов, а также специфические структуры легитимации этих ценностных приоритетов. При этом ха- рактер ценностных приоритетов обусловливает характер легитимации этих приоритетов. Би- блиогр. 11 назв. Ил. 1. Табл. 3.

Ключевые слова:

ценностные приоритеты, легитимация ценностей, тип легитимации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Литература / References


Rokeach M. Th e nature of human values. New York: Free Press 1973. 597 р.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Про- гресс 1990. 808 с.

Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М.: Праксис 2010. 264 с.

Этциони А. Коммунитаризм как ключ к мировой легитимности // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2012. № 2 (03). С. 100–117. URL: http://pu.virmk.ru/arhiv/2012/02/Etzioni-Petrosyan.htm (дата обращения: 12.01.2013).

Schwartz S.-H. A proposal for measuring value orientations across nations. Chapter 7 in the Questionnaire Development Report of the European Social Survey (2003). URL: http://www.europeansocialsurvey. org (дата обращения: 08.11.2010).

Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методи- ческое руководство. СПб.: Речь 2004. 70 с.

Schwartz Sh.-H. Basic Personal Values. Report to the National Election Studies Board. Based on the 2006 NES Pilot Study. Mach 2007. URL: http://www.electionstudies.org (дата обращения: 16.12.2010).

Европейское социальное исследование. Анкета. Тип 1. Документ ЦЕССИ ас08901. М.: ЦЕССИ 2008. 50 с. URL: http://www.ess-ru.ru (дата обращения: 11.01.2010).

Норвежский архив данных социальных наук. Европейское социальное исследование. 4-я вол- на. 2008. URL: http://ess.nsd.uib.no/ess (дата обращения: 12.01.2013).

Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологиче- ские проблемы социальной психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука 1975. С. 89–105.

Щукин Д. А. Ментально-смысловое поле как фактор политического конфликта // Политиче- ский анализ. Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ. Вып. 8 / под ред. Г. П. Артемова. СПб.: Изд-во СПбГУ 2007. С. 28–40.
Опубликован
2018-11-29
Как цитировать
Артёмов, Г. П. (2018). ОСОБЕННОСТИ ЛЕГИТИМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ*. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(4), 113-120. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3020