Нарратив, интерес, мотивация: Л.И.Петражицкий vs Я.Э.Голосовкер
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.107Аннотация
Современная философия науки уделяет особое внимание процессам социального регулирования деятельности ученого. Фактически эпистемолог сегодня приближается к границам социологии науки, и очень часто его рассуждения оказываются созвучными с концепциями специалистов в области социального управления и, в частности, в области социального программирования. Но когда начинается обсуждение различных способов построения конкретной «программы», социологи, как правило, не включают в свои исследования исторический опыт познания. Тем не менее и эпистемологи, и социологи согласны с тем, что в основании продуктивности человеческой деятельности (в любой сфере) лежит ее осмысленность. Но как достичь ее, в каких социальных условиях у человека возникает желание мыслить, понимать и творить? В какой момент появляется интерес, можно ли говорить о «мотивации» как о научной цели в контексте обеспечения достойного социального фона? В статье актуализируются идеи социального программирования, направленного на создание таких условий. Автор обращается к интеллектуальному наследию русских философов и ученых-гуманитариев начала ХХ в., Л.И.Петражицкого и Я.Э.Голосовкера, чтобы показать методологическую эффективность их рассуждений о «мотивации» и «интересе», а также принципиальное идейное созвучие их философских исследовательских программ. Петражицкий говорит о мотивации из философско-правового поля, а Голосовкер исходит из логики воображаемого. Однако, несмотря на разницу в дисциплинарных направлениях, и тот и другой понимают значение повествования (нарратива) для возникновения и культивирования мотивации и интереса к познанию.
Ключевые слова:
нарратив, интерес, мотивация, социальное программирование, Л.И.Петражицкий, Я.Э.Голосовкер
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.