Историзация философско-методологического сознания науки и нарратология

Авторы

  • Борис Исаевич Пружинин Журнал «Вопросы философии», ФГБУН Институт философии Российской академии наук, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1
  • Ирина Олеговна Щедрина Государственный академический университет гуманитарных наук, Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский переулок, 26

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.107

Аннотация

Тема историчности познания появляется и начинает привлекать к себе все больше внимания в философско-методологических концепциях примерно с XVII столетия. Историзация методологического сознания ученого (как в области естествознания, так и в области гуманитарных исследований) становится сегодня важнейшим фактором конкретной научной работы. Вместе с тем осознание ученым исторического измерения познания и, соответственно, историзация методологической рефлексии содержат в себе возможность философских выводов, способных деформировать науку. В частности, ссылки на историю зачастую служат основанием для радикального методологического релятивизма. Авторы полагают, что возникающая в данном контексте эпистемологическая проблематика обращает к теме историчности самосознания исследователя, к феномену осознания им себя самого как исторического человека и выдвигает в центр внимания когнитивные аспекты такого осознания. При этом в поле философско-методологического исследования попадают размышления ученого, выраженные в некотором повествовании (нарративе) об истории формирования его самосознания и мотивации. В статье демонстрируется эпистемологическая перспективность анализа такого рода размышлений (автобиографического нарратива ученого). Авторы, апеллируя к текстам историков-исследователей, стремятся показать, как через призму нарратива можно выявить особенности историзма в рефлексии и самосознании ученых и, в частности, аналитически оценить когнитивные риски, порождаемые той или иной направленностью их самосознания. В первую очередь это оценка когнитивных характеристик самообмана. Кроме того, в статье обосновывается мысль о том, что трактовка философско-методологической саморефлексии как нарратива открывает возможность для эффективного применения культурно-исторической эпистемологии.

Ключевые слова:

историзм, нарратив, историк, рефлексия, самосознание, культурно- историческая эпистемология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. А. Ф. Филиппов, П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. C. 707–735.

Вернадский В. И. Мысли о современном значении истории знаний // Вернадский В. И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М.: Современник, 1993. С. 538–555.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / пер. с фр. Е. М. Лысенко. 2-е изд., доп. М.:Наука, 1986. 254 с.

Fludernick M. Histories of Narrative Theory (I): From Structuralism to the Present // Phelan J.,Rabinowitz P. (eds). A Companion to Narrative Theory. Oxford: Blackwell, 2005. P. 36–59.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

Brockmeier J., Carbaugh D. (eds). Narrative and Identity. Studies in Autobiography, Self and Culture. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2001. 314 p.

Todorov Tz. Grammaire du «Decameron». Paris: Mouton, 1969. 100 p.

Тюпа В. И. Логос наррации: к проекту исторической нарратологии // Narratorium. 2015. № 1 (8). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2634327 (дата обращения: 20.06.2018).

Lejeune Ph. Ecrire sa vie. Du pacte au patrimoine autobiographique. Paris: Editions du Mauconduit, 2015. 125 p.

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4 / пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. С. 645–680.

Bach K. An analysis of self-deception // Philosophy & Phenomenological Research. 1981. Vol. 41 (3). P. 351–370.

Rorty A. O. Self-deception, akrasia and irrationality // Social science information. 1980. Vol. 16, No 6. P. 905–922.

Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ М.: Канон+, 2010. 336 c.

Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». М.: Художественная литература, 1976. 158 c.

Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита / пер. с англ. А. В. Александровой // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 69–82.

Gudjonsson G. H. Self-deception and other-deception in forensic assessment // Personality and Individual Differences. 1990. Vol. II, no. 3. P. 219–225.

Знаков В. В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 c.

Стольникова О. В. Основные направления психологических исследований самообмана // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 145–153.

Шмид В. Перспективы и границы когнитивной нарратологии (По поводу работ Алана Пальмера о «fictional mind» и «social mind») // Narratorium. 2014. № 1 (7). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633109 (дата обращения: 20.06.2018).

Fisher W. R. The Narrative Paradigm: An elaboration // Communication Monographs. 1985. Vol. 52, no. 4. P. 347–367.

References

Weber, M. (1990), “Nauka kak prizvanie i professiia” [Wissenschaft als Beruf], in Weber, M. Izbrannye proizvedeniia [Selected Works], transl. from German by A. F. Filippov, P. P. Gaidenko, Progress Publ., Moscow, Russia, pp. 707–735.

Vernadskii, V. I. (1993), “Mysli o sovremennom znachenii istorii znanii” [Thoughts of the Modern Meaning the History of Knowledge], in Vernadskii, V. I. Zhizneopisanie. Izbrannye trudy. Vospominaniia sovremennikov. Suzhdeniia potomkov [Biography. Selected Works. Memories of contemporaries]. Sovremennik Publ., Moscow, Russia, pp. 538–555.

Bloch, M. (1986), Apologiia istorii, ili Remeslo istorika [Apologie pour l’histoire ou Metier d’historien], transl. from French by E. M. Lysenko, 2nd ed., Nauka, Moscow, Russia.

Fludernick, M. (2005), “Histories of Narrative Theory (I): From Structuralism to the Present”, in Phelan, J. and Rabinowitz, P. (eds), A Companion to Narrative Theory, Blackwell, Oxford, UK, pp. 36–59.

Schmid, W. (2003), Narratologiia [Narratology], Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., Moscow, Russia.

Brockmeier, J. and Carbaugh, D. (eds) (2001), Narrative and Identity. Studies in Autobiography, Self and Culture, John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, The Netherlands.

Todorov, Tz. (1969), Grammaire du “Decameron”, Mouton, Paris, France.

Tyupa, V. I. (2015), Logos narratsii: k proektu istoricheskoi narratologii [Narration logos: to the project of historical narratology], Narratorum, no. 1 (8), available at: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2634327 (Accessed 20 June 2018).

Lejeune, Ph. ( 2015), Ecrire sa vie. Du pacte au patrimoine autobiographique, Editions du Mauconduit, Paris, France.

Aristotle (1984), Poetika [Poetiks], transl. from Greek by M. L. Gasparov, in Aristotle Sobranie sochinenii [Collected works], in 4 vols., vol. 4, Mysl’, Moscow, Russia, pp. 645–680.

Bach, K. (1981), “An analysis of self-deception”, Philosophy & Phenomenological Research, vol. 41 (3), pp. 351–370.

Rorty, A. O. (1980), “Self-deception, akrasia and irrationality”, Social science information, vol. 16, no. 6, pp. 905–922.

Dubrovskii, D. I. (2010), Obman. Filosofsko-psikhologicheskii analiz [Deception. Philosophical and methodological analysis], Kanon+ Publ., Moscow, Russia.

Kariakin, Iu. F. (1976), Samoobman Raskol’nikova: roman F. M. Dostoevskogo “Prestuplenie i nakazanie” [Raskol’nikov’s self-decepsion. Dostoevsky’s novel “Crime and punishment”], Khudozhestvennaia literatura Publ., Moscow, Russia.

Krech, D., Crutchfield, R. and Livson, N. (1991), “Frustratsiia, konflikt, zashchita” [Elements of psychology], transl. from Eng. by A. V. Aleksandrova, Voprosy psikhologii, no. 6, pp. 69–82.

Gudjonsson, G. H. (1990), “Self-deception and other-deception in forensic assessment”, Personality and Individual Differences, vol. II, no. 3, pp. 219–225.

Znakov, V. V. (1999), Psikhologiia ponimaniia pravdy [Psychology of understanding the truth] Aleteiia Publ., St. Petersburg, Russia.

Stol’nikova, O. V. (2009), “Osnovnye napravleniia psikhologicheskikh issledovanii samoobmana” [The main directions of psychological research self-deception], Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 145–153.

Shmid, W. (2014), “Perspektivy i granitsy kognitivnoi narratologii (Po povodu rabot Alana Pal’mera o “fictional mind” i “social mind”)” [Prospects and Limits of Cognitive Narratology (Regarding the works of Alan Palmer on fictional mind and social mind)], Narratorium, no. 1 (7), available at: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633109 (Accessed 20 June 2018).

Fisher, W. R. (1985), “The Narrative Paradigm: an Elaboration”, Communication Monographs, vol. 52, no. 4, pp. 347–367.

Загрузки

Опубликован

28.03.2019

Как цитировать

Пружинин, Б. И., & Щедрина, И. О. (2019). Историзация философско-методологического сознания науки и нарратология. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1), 83–91. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.107

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)