The burden of freedom: The doctrine of subject in Thomas Carlyle’s works
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.407Аннотация
Томас Карлейль был современником Огюста Конта и Джона Стюарта Милля, столпов классического позитивизма, и, тем не менее, он стремился не к характерному для утилитаристской традиции, но к онтологическому обоснованию статуса субъекта. Иммануил Кант показал, что субъект является гносеологической установкой, имеющей существенное значение для выхода в поле чистой метафизики; радикальный же кантианец Г. В. Ф. Гегель подчинил весь ход логики, природы и истории процессу самопознания Абсолютного Духа. В творчестве Карлейля мы находим достаточно любопытный метод: он старается показать, что историческое лицо («герой») является субъектом истории, значит, он подчинен Провидению, или Природе. На этом основании герой наделен статусом оружия в руках Провидения. Хотя подобная точка зрения представляет собой продуманный подход к созданию качественного, или метафизического описания человека (в отличие от характерного для естественных наук и положительной философии количественного подхода), она неминуемо приводит к парадоксальному положения «слабого и сильного»; в нашей статье это рассматривается как «парадокс Карлейля». То, что Карлейль черпает философское вдохновение из традиции немецкого идеализма, также существенно. Весьма показательным здесь оказывается учение Иоганна Готлиба Фихте о назначении человека. В итоге мы видим, что учение Карлейля о почитании героев понимается им как учение о свободе: быть свободным означает для него сознательно принять на себя бремя Провидения и реализовать его в качестве собственного жизненного проекта.
Ключевые слова:
Томас Карлейль, консерватизм, почитание героев,, учение о свободе,, либерализм laissez-faire, парадокс Карлейля
Скачивания
Библиографические ссылки
Voprosy Filosofii, no. 5, pp. 46–54.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.